«Славный досуг для людей тонкого вкуса»: Эрмитаж представляет «"Салоны" Дидро»

Проект

В канун Нового года в Эрмитаже открылась знаковая экспозиция французского искусства XVIII века, которой не было в России со времен знаменитой выставки «Россия — Франция. Век Просвещения» в 1987 году. Совместный проект Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина знакомит с выставками французской Королевской академии живописи и скульптуры, получивших название «Салоны», и критическими обзорами на них знаменитого философа и мыслителя эпохи Просвещения Дени Дидро. Выставка создана при поддержке ВТБ и работает в Николаевском зале Зимнего дворца до 17 марта 2024 года.

Более 200 произведений вошло в состав экспозиции

Фото: Виктория Поликарпова, Коммерсантъ

Парижские Салоны XVIII столетия — периодические публичные выставки, инициированные французской Королевской академией живописи и скульптуры в 1667 году при Людовике XIV. Представленные в Николаевском зале Зимнего дворца произведения искусства погружают зрителя в атмосферу этих выставок. В экспонатах прослеживается «биография» Салонов начиная с предыстории их появления в XVII веке вплоть до XIX столетия. Салоны, несмотря на их официальный характер, достаточно полно отражали развитие французского искусства в эпоху Дидро и, без сомнения, стояли выше других немногочисленных художественных выставок Парижа этого времени. Салоны Королевской академии не только стали источником вдохновения и примером для организации выставок в других европейских столицах, но и во многом определили принципы современной выставочной и экспозиционной деятельности.

Свидетели эпохи

Более 200 произведений вошло в состав экспозиции, среди которых картины и рисунки таких прославленных художников, как Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар, Жан-Батист Грез, Карл Ванлоо, Клод Жозеф Верне, Юбер Робер, Жан-Батист Симеон Шарден, Никола Ланкре и Жак Луи Давид; скульптуры работы Жан Антуана Гудона, Этьена Мориса Фальконе и его ученицы Мари-Анн Колло (создавшей мраморный портрет Дени Дидро); гравюры и рисунки, медали, предметы декоративно-прикладного искусств, а также еще одни свидетели эпохи — книги и рукописи как самого Дидро, так и его современников, связанные с Салонами XVIII века.

Со времен выставки «Россия — Франция. Век Просвещения» (1987) в России не было подобных выставок, столь широко представляющих зрителю французское искусство XVIII столетия. Новая экспозиция объединила произведения из собраний Эрмитажа и Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, а также Русского музея, Исторического музея, музеев-заповедников «Архангельское», «Павловск», «Останкино и Кусково», Тверской картинной галереи и Угличского историко-архитектурного и художественного музея, Художественного музея Ярославля, Новосибирского государственного художественного музея и Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск). Значительный историко-документальный материал, отражающий атмосферу века Просвещения, предоставлен Российским государственным архивом древних актов (Москва) и Российской национальной библиотекой (Санкт-Петербург).

Панорама французского искусства

«Оказалось, как того и следовало ожидать, полноценный рассказ о парижских Салонах удалось построить на материале только российских коллекций французского искусства. Причина этого — сам Дидро, бывший советником и помощником Екатерины Великой в собирании Эрмитажа. Так что всякая выставка о Дидро — об Эрмитаже тоже»,— отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Генеральный спонсор — банк ВТБ — ежегодно поддерживает выставочные проекты Эрмитажа. «Выставка представит посетителям панораму французского искусства XVIII века — от зарождавшегося стиля рококо до неоклассицизма. Проект позволит зрителю лучше ознакомиться с искусством эпохи Просвещения и по-новому взглянуть на историческую ретроспективу этого периода»,— сказала старший вице-президент ВТБ Наталья Кочнева.

«Салоны» Дидро

Один из самых глубоких и разносторонних представителей французского Просвещения XVIII века, философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик Дени Дидро (1713–1784) посвятил свои статьи парижским выставкам современного искусства в период с 1759 до 1781 года, хотя экспозиция не ограничивается только этими выставками. Обзоры Дидро стали не только образцом блестящей и нелицеприятной критики, но и незаменимым источником для понимания искусства XVIII столетия.

В своих «Салонах» Дидро в живой и доступной форме поднимает самые глубокие вопросы философии, эстетики и истории искусства, а его образные, точные описания картин и скульптур сделаны так, что у читателя создается яркое впечатление о произведении, которое он как будто видит своими собственными глазами.

Обзоры Салонов Дидро составлял для «Литературной корреспонденции» — популярного издания, основанного его другом, известным просветителем, критиком и дипломатом Мельхиором Гриммом. Журнал был рукописным, выходил небольшим тиражом (не более 15–20 экземпляров) и сообщал парижские культурные новости европейским дворам, пристально следившим за первой столицей мира. Среди подписчиков журнала была императрица Екатерина II. Дидро серьезно относился к роли критика и корреспондента коронованных особ Европы. Чаще всего он успевал посетить экспозиции Салонов до официального открытия и затем возвращался к ним неоднократно.

Одновременно Дидро приступал к заметкам, в которых знакомил своих читателей с Салоном и представленными художниками. Благодаря ему каждая выставка становилась ярким событием в художественной жизни столицы Франции. Свобода, с которой Дидро рассуждал об искусстве и современных художниках, во многом объясняется тем, что круг читателей журнала был достаточно узок. На протяжении 1760-х годов его рецензии были настолько важным разделом этого журнала, что отрывки из них отдельно распространялись среди друзей и зачитывались в престижных парижских литературно-художественных салонах.

«Будь благословенна память того, кто, основав эту публичную выставку живописи, предоставил всем сословиям и, главное, людям тонкого вкуса полезное занятие и славный досуг, предотвратил, возможно, на целое столетие упадок живописи и помог народу стать более сведущим и искушенным в живописи! Расцвету всех искусств способствует гений одного человека, а развитый вкус народа совершенствует мастерство всех художников»,— писал Дидро в одном из своих критических обзоров.

Гид по выставке

Первая часть экспозиции посвящена рождению выставочной деятельности как таковой. Картины, рисунки и гравюры старых мастеров, изображающие реальные и воображаемые картинные галереи, кабинеты коллекционеров или лавки торговцев искусством, знакомят с периодом, предшествовавшим регулярным парижским выставкам, организованным французской Королевской академией. Экспонаты этого раздела также расскажут и о начальном этапе проведения академических выставок: от демонстрации в Пале-Рояль и Большой галерее Лувра до луврского Квадратного салона, давшего амбициозному проекту академиков название, которое впоследствии стало синонимом слова «выставка».

Следующий раздел посвящен публичным показам художественных произведений в Лувре в XVIII веке и охватывает столетний период: от выставки, состоявшейся в 1699 году, до Салона 1799 года. Представлены работы, некогда собственноручно отобранные их создателями — художниками, скульпторами и рисовальщиками, медальерами — для демонстрации на Салонах как наиболее заслуживающие этой чести. Многие предметы происходят из знаменитых собраний Екатерины II и Павла I, графа А. С. Строганова, И. И. Шувалова и князя Н. Б. Юсупова, светлейшего князя А. А. Безбородко, князей Голицыных и Воронцовых-Дашковых.

Расположение экспонатов следует принципам хронологического порядка Салонов. С произведениями знаменитых мастеров соседствуют печатные издания и документы, редкие образцы художественной критики XVIII столетия и экземпляры рукописного журнала «Литературная корреспонденция».

На выставке представлены сопровождавшие Салоны каталоги-livrets: краткие буклеты из четырех страниц и более подробные издания, содержащие, кроме имен художников, информацию о произведениях и их владельцах. Особое значение имеют книги, в том числе из библиотеки Дидро, приобретенной у него императрицей Екатериной II, а также документы, включающие ценнейшие автографы самого философа. Цитаты из критических комментариев Дидро представлены на выставке в экспликациях и развернутых этикетках, демонстрируя связь между текстом и визуальным образом.

Завершает экспозицию воображаемый кабинет Дидро, каким он мог бы быть в доме на улице Таранн в Париже, воссозданный по описанию в статье «Плач по моему старому халату. Тем, у кого больше вкуса, чем богатства», опубликованной в выпуске «Литературной корреспонденции» от 15 февраля 1769 года. Благодаря обширному эрмитажному собранию, предметы обстановки подобраны максимально достоверно, в соответствии со вкусами эпохи, а сам хозяин предстает как наделенный благородным вкусом коллекционер, к чьим суждениям прислушивалась вся просвещенная Европа.

Посетить выставку можно по входному билету в Главный музейный комплекс Зимнего дворца (зал № 191) до 17 марта 2024 года.

Василиса Мотова

Вся лента