Магнит для инвестиций

Общественные пространства

Общественные пространства — это широкое понятие, включающее в себя разнообразное количество концепций, таких как лофты, арт-пространства, креативные и творческие кластеры, спортивные, концертные площадки. По мнению экспертов, в Петербурге еще достаточно локаций для создания «третьих мест» и запуска новых форматов, причем не только в центре, но и в удалении от туристических маршрутов.

Введение новых общественных пространств не только улучшает городскую среду и качество жизни жителей, но и создает новые возможности для развития бизнеса

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Любая благоустроенная территория, доступная всем желающим, может считаться общественным пространством. «Подобных локаций в Санкт-Петербурге много, и их число постоянно пополняется. Но если же говорить отдельно о коммерческих проектах с благоустроенной территорией, где помещения сдаются в аренду различным категориям арендаторов, то их немного. На текущий момент в Петербурге функционирует 16 крупных общественных коммерческих пространств арендопригодной площадью 177 тыс. кв. м. Основной действующий объем предложения приходится именно на центральные районы города, где лидирующую позицию занимает Василеостровский район (37%)»,— объясняет Наталия Киреева, заместитель регионального директора департамента консалтинга и аналитики NF Group.

Далек от насыщения

Евгения Кулеш, заместитель директора департамента консалтинга Nikoliers, добавляет, что пока рынок Санкт-Петербурга не приблизился к насыщению, а охват новых локаций и развитие новых форматов дают возможность расширить общую емкость рынка. «В числе значимых тенденций — больший уклон в гастрономическое направление. Сегодня в Северной столице насчитывается 12 проектов фуд-холлов общей площадью 51,3 тыс. кв. м. Шесть из них находятся в составе торговых центров»,— приводит она данные. По словам госпожи Кулеш, Петербург обладает хорошим потенциалом для развития фуд-холлов, говорить о насыщении рынка такими проектами пока рано. Этот формат останется привлекательным и перспективным даже по мере увеличения конкуренции, указывает эксперт.

Госпожа Киреева отмечает, что на протяжении последних пяти лет ежегодно открывалось до трех новых пространства. «Многофункциональность и отсутствие как таковых идейных рамок в подобных кластерах позволяет разрабатывать уникальные форматы и выводить на рынок новое предложение. При этом важным вопросом в реализации подобного оказывается именно локация»,— резюмирует она.

Игорь Кокорев, операционный директор департамента стратегического консалтинга Nikoliers, добавляет, что новые объекты часто открываются на удалении от сложившихся туристических маршрутов, что позволяет привлечь гостей города к новым локациям. «Так, в топ-10 самых популярных у туристов объектов наряду с Эрмитажем входят общественные пространства ("Новая Голландия", "Севкабель Порт", "Никольские ряды"). В этом же тренде в Петербурге находятся такие новые объекты, как "Лахта-центр", особенно с потенциалом открытия обзорной площадки, и "Остров фортов" в Кронштадте с общественными пространствами, музеем, а также ожидающимися к открытию историческими форматами»,— перечисляет господин Кокорев. Несколько меньшим по общему потенциалу, но также соответствующим описанным трендам можно также считать комплекс «СКА Арены» и новый парк рядом с ареной, которые могут «работать» в связке с популярным у горожан Парком Победы, добавляет он.

Преобразовать окружение

Наталия Коротаевская, коммерческий директор группы «Аквилон», отмечает: «Введение новых общественных пространств не только улучшает городскую среду и качество жизни жителей, но и создаст новые возможности для развития бизнеса. Благодаря близкому расположению к жителям бизнес-проекты смогут привлечь больше клиентов и создать новые рабочие места».

Вице-президент ГК «Страна Девелопмент» Александр Гуторов добавляет, что общественные пространства интегрируют бизнес в городскую среду и делают его ближе к людям, которые, в свою очередь, получают доступ к товарам и услугам в районе проживания. «С другой стороны, создание комфортных и атмосферных общественных пространств позволяет жителям отдыхать и работать в пешей доступности от своего дома. Это способствует повышению качества жизни и улучшению городской среды в целом»,— указывает он.

Директор департамента недвижимости группы ЦДС Сергей Терентьев полагает, что создание «третьих мест» при жилых кварталах уже становится трендом, застройщики продумывают это уже при планировании строительства.

«При разработке новых общественных пространств следует учитывать потребности разных социальных групп: семей с детьми, любителей спорта, фрилансеров и творческих горожан. Также важно обеспечить достаточное количество скамеек, мусорных баков и общественных туалетов, чтобы общественные пространства были комфортными для использования»,— уверена директор отдела продаж ГК «Полис» Анастасия Иващенко.

По мнению Юрия Грудина, генерального директора компании Formula City, для развития сети общественных городских пространств необходима совместная работа государства и бизнеса. «От города требуется комплексное понимание средне- и долгосрочного планирования развития территории, проведение исследований запросов аудитории. Бизнес может предоставить варианты коммерческого развития для создания комфортной среды»,— говорит он.

Виталий Коробов, генеральный директор Element Development, при этом добавляет, что необходимо обеспечить удобную связь между различными общественными пространствами, чтобы перемещение между ними было легким и приятным.

Господин Кокорев считает оптимальным привлечение как средств из бюджета, так и инвестиций со стороны девелоперов. «Больше источников пополнения общественных пространств — больше результата. При этом даже создаваемые внутриквартальные проезды при правильном подходе могут быть решены как привлекательные "улицы". Но для активизации вовлечения девелоперов в создание качественных общественных пространств было бы лучше предусмотреть меры поощрения такой деятельности со стороны города»,— подчеркивает эксперт.

Марина Ковалева

Вся лента