«Завод вернул себе позиции одного из крупнейших предприятий в отрасли»
Курский аккумуляторный завод наращивает долю на рынке
В 2023 году КАЗ (ООО «Курский аккумуляторный завод») увеличил объемы производства, расширил инвестиционную программу и нарастил конкурентные преимущества. За счет чего удалось добиться этих результатов, рассказала генеральный директор предприятия Ольга Галедина.
— Какие события уходящего года внутри компании стали стратегически важными для КАЗ?
— Сам 2023 год можно назвать стратегически важным для нас. Именно в этом году завод вернул себе позиции одного из крупнейших предприятий в отрасли, надежного партнера для клиентов, системообразующего предприятия для региона, стабильного налогоплательщика для бюджета. Мы выполнили большое количество задач, что в конечном итоге привело и к увеличению объемов производства. По предварительным подсчетам, в сравнении с 2022 годом объемы производства стартерной группы вырастут на 30%, а по промышленной — на 110%.
— Предыдущая команда управленцев оставила КАЗ с огромными долгами. Как удалось решить проблему?
— Задолженность перед персоналом и перед банком-кредитором была погашена еще в прошлом году. Тогда же проведена реструктуризация коммерческих долгов. На эти цели было направлено свыше 300 млн руб. На 2023 год основной целью было погашение накопленных прежними собственниками завода обязательств перед бюджетом. Она достигнута. При этом предприятие исполняет все текущие обязательства перед контрагентами. Кроме того, мы подняли зарплату на 40–50%, в итоге превысив уровень средней по региону. Кратно растут текущие платежи в бюджет, реализуем масштабную инвестиционную программу за счет собственных источников финансирования.
— Какие проекты удалось осуществить и за счет каких ресурсов с учетом непростого финансового положения, сложившегося до прихода новой команды?
— Завершен первый этап проекта по увеличению выпуска стартерных сухозаряженных аккумуляторных батарей. В этом году приобретено дополнительное технологическое оборудование для формирования и сушки электродов, что позволило увеличить производственные мощности для данного типа батарей в среднем на 25%.
Уже завершаем импортозамещение моноблоков типоразмера LB2. В начале декабря в Южной Корее будут проходить испытания пресс-формы и самих моноблоков, после чего форма будет доставлена в Курск.
На самом активном этапе развития находится инвестиционный проект по освоению серийного производства стационарных свинцово-кислотных аккумуляторов OGi, которые недавно поставлялись на российский рынок в основном иностранными компаниями. Разработана конструкторская документация. Сейчас мы ожидаем технологическую оснастку, которая позволит в начале 2024 года изготовить опытную партию аккумуляторов и провести их испытания.
Любые инвестиции предполагают стабильность экономического окружения и, как следствие, прогнозируемость денежных потоков по итогам этих инвестиций, а также юридическую безопасность объекта инвестиций. В 2023 году, помимо создания так необходимой для инвестиций стабильной экономической среды, мы продолжали заниматься аудитом узких мест, ремонтами оборудования и преимущественно поддерживающими вложениями, направленными на обеспечение бесперебойности производственных процессов.
— Какие инвестпроекты запланированы на следующий год?
— В этом году сделан серьезный задел под реализацию проектов следующего года. Завершены инвестиции в увеличение мощностей производства свинцово-кальциевой ленты. В первом квартале 2024 года планируем ввести в эксплуатацию вторую линию для литья ленты.
Инвестпроекты, связанные с модернизацией участка изготовления свинцового порошка, литейного и сборочного участков, сейчас находятся на стадии авансирования. Сюда уже инвестировано более 100 млн руб., проекты будут завершены во втором квартале. Это позволит заводу выйти на производство 2 млн условных стартерных аккумуляторных батарей.
Также в 2024 году мы запустим четвертую формировочную линию, которая пока законсервирована. Это позволит нам увеличить объем выпуска аккумуляторов тяжелых типов.
Утвержденная инвестиционная программа на 2024 год включает в себя вложения в социальную сферу и инфраструктуру предприятия, которые десятки лет оставались без внимания. Будем строить новую столовую, капитально отремонтируем несколько зданий и сооружений, в том числе все бытовые помещения для рабочих, обновим асфальтовое покрытие на территории завода.
В планах и развитие федеральной фирменной розничной сети. Сейчас помимо трех магазинов в Курске работают магазины в Москве и Самаре.
— Как меняется продуктовая линейка под влиянием запросов рынка? Какие наиболее востребованы?
— Запросы с рынка растут по всем трем направлениям: стартерные, промышленные свинцово-кислотные, щелочные аккумуляторы.
Например, потребности нашего стратегического партнера РЖД диктуют нам необходимость кратно наращивать объемы производства. Поэтому на 2024 год мы запланировали увеличение объемов щелочной группы до 3,5–4 млн ампер-часов в месяц.
Планируемые к производству аккумуляторы серии OGi востребованы в железнодорожном секторе, в нефтегазовой отрасли и энергетике. Они имеют аналогичные разрядные характеристики, как и аккумуляторы GroE, также выпускаемые заводом, при этом обладают меньшими габаритными размерами и меньшей массой.
На вторичном рынке автомобильных аккумуляторов сейчас остро стоит проблема с батареями азиатских типоразмеров. Мы уже производим аккумуляторы 60 емкости (D23), но потребителям нужна более широкая ассортиментная линейка. В следующем году освоим выпуск и батарей емкостью 70 (D26) и 90 (D31) Ач, COS формы уже закуплены.
— Насколько российский потребитель готов к тотальному импортозамещению в сегментах стартерных и промышленных аккумуляторов? Удалось ли преодолеть традицию недоверия к отечественным продуктам?
— В сегменте стартерных батарей уровень доверия потребителей к отечественным аккумуляторам всегда был высокий. На вторичном рынке доля российских производителей составляла 60–70%, и обусловлена она была не предпочтениями потребителей, а ограниченными мощностями российских заводов и конъюнктурой рынка. При понижении курса валют доля дешевого импорта вырастала, при повышении — сокращалась. Сейчас потребители столкнулись с дефицитом узкого ассортимента батарей, например AGM-аккумуляторов, которые почти не производятся в России.
В промышленном секторе доверие к отечественной продукции также всегда было высоким. Стационарные аккумуляторы типа БП (по международной классификации GroE) серийно производятся и поставляются на объекты энергетики более 20 лет. Ограничения были связаны опять же только с более узким ассортиментом, который предлагали российские производители. Европейские компании выпускали более широкий ассортимент. Но сейчас мы и другие производители меняем эту ситуацию. В наших планах не только нарастить объемы производства свинцово-кислотных аккумуляторов, но и предложить широкий ассортимент.
Поставили перед собой задачу полного импортозамещения, потому что наша продукция не просто не уступает, но и по некоторым позициям превосходит импортные аналоги.
— Насколько остра для компании проблема дефицита кадров, особенно с учетом увеличения объемов производства? Как вы ее решаете?
— Проблема сейчас остра для всех компаний, включая нас. Для того чтобы реализовать цель — выпускать 2 млн условных АКБ,— нужно набрать не так уж и много, около 150 человек на ряд позиций производства. Проблема заключается в нехватке узких специалистов рабочих профессий, таких как газосварщики, электрики, слесари. Также перед заводом стоит задача радикально снизить средний возраст трудового коллектива. На заводе есть высокие профессионалы старой закалки, которым уже 70 лет и более, они готовы обучать молодых специалистов. Сейчас мы меняем систему мотивации, улучшаем условия труда, работаем с вузами и профильными учебными заведениями для привлечения молодых людей на завод.
— В этом году ГК подписала соглашение с белорусским предприятием «Римбат». Как вы оцениваете перспективы расширения присутствия компании на этом рынке и в целом на внешних рынках?
— За 2023 год мы кратно нарастили объемы поставок продукции на экспорт. Для сравнения в 2022 году отгрузили чуть менее 15 тыс. стартерных АКБ, в текущем, по предварительным данным, отгрузим более 100 тыс. батарей.
Курскую продукцию хорошо знают в Белоруссии. По стартерной группе мы работаем с большинством ключевых белорусских дистрибьюторов. Курские аккумуляторы работают на белорусских комбайнах. Промышленные аккумуляторы поставляются белорусским железным дорогам. Заключены контракты с Минским и Гомельским вагоноремонтными заводами.
В конце ноября мы вошли в состав курской делегации на международном форуме «Российский промышленник», где обычно завязываются новые партнерские связи.
— Есть ли у вас конкурентные преимущества на внутреннем и внешних рынках?
— Если вдаваться в детали, то анализ продукции конкурентов показал, что некоторые технологические процессы ГК «КАЗ» отличаются более высоким уровнем развития и применением более чистого сырья и материалов.
Именно поэтому удельные характеристики (количество Ач на 1 кг свинца) стартерных батарей Курского аккумуляторного завода находятся на высоком уровне.
На собственном производстве пластмассовых комплектующих и корпусов стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей мы применяем морозостойкую марку сополимера пропилена, которая устойчива к ударным воздействиям при –50 °С.
Существенным конкурентным преимуществом является наш ассортимент. Мы выпускаем продукцию в трех направлениях, и все они имеют полный цикл производства.
— В политике компании достаточно силен социальный вектор. Как он развивался в уходящем году?
— Предприятие имеет социально активную позицию, проводит много благотворительных мероприятий.
Сейчас мы работаем над развитием бренда курского завода в качестве привлекательного работодателя. Наша средняя заработная плата уже выше регионального уровня. Как я уже говорила, в следующем году будем вкладывать инвестиции в создание более комфортных условий работы заводчан. Участие в социально значимых мероприятиях и культурной жизни региона тоже привлекательная сторона работы на Курском аккумуляторном заводе.
Думаю, это все больше будут оценивать и студенты, выбирающие место будущей работы, и все куряне.
КАЗ был и остается одним из брендов Курска. На международной выставке-форуме «Россия», проходящей в Москве, курский завод представлен в экспозиции региона «Соловьи и железо».
— Какие приоритетные цели ставит для себя КАЗ на следующий год?
— 2024 год будет важным для нашего предприятия. Курскому аккумуляторному заводу исполнится 80 лет. В советское время предприятие было ведущим производителем аккумуляторов. Юбилейный год мы планируем завершить полным обновлением.
ООО «Курский аккумуляторный завод»
Реклама