Маркетплейсы рассчитаются с казной

Площадкам предложили удерживать налоги с самозанятых продавцов

В Wildberries поддержали идею наделить маркетплейсы функцией налоговых агентов. Это позволит площадкам рассчитываться с казной за своих продавцов. Сейчас предприниматели платят налоги самостоятельно. Глава Wildberries Татьяна Бакальчук в интервью РБК заявила, что изменение механизма — это логичное развитие отрасли. Тем более что инициатива уже обсуждалась в мае с подачи Минтруда. Ведомство предложило платформам удерживать налоги, но не со всех продавцов, а лишь с самозанятых. Однако реакции от игроков рынка тогда не последовало. Теперь Бакальчук утверждает, что еще весной спрашивала ФНС: почему не сделать площадки налоговыми агентами?

Фото: Артемий Шуматов, Коммерсантъ

Как нововведение может быть реализовано на практике? Этот вопрос “Ъ FM” обсудил с экспертом по маркетплейсам Виктором Субботиным: «Сейчас площадка выступает только как агрегатор продаж и посредник, осуществляя логистические услуги, продвижение товаров, прием и перечисление платежей. Мы платим налог после поступления средств от маркетплейса.

Вопрос, как это решится с точки зрения налогов. Перечисления от площадки также будут с пометкой, что налог с них уже уплачен? Какой будет схема? Мне кажется, придется доказывать, что налог уплачен Wildberries, и передавать документы в электронном виде по системе ПДО в налоговые органы. Но для продавцов это было бы интересно, потому что на маркетплейсах торгует очень много мелких ИП, которым налоговый учет дается очень сложно».

Если фискальные органы поделятся своими полномочиями с маркетплейсами, продавцам больше не придется рассчитывать налоговую базу самостоятельно, отмечают собеседники “Ъ FM”. По их мнению, это избавит селлеров от лишней бумажной волокиты и сделает торговлю на платформах более привлекательной. Поэтому площадки поддерживают реформу.

Однако эксперты отмечают, что реализовать инициативу сложно. Непонятно, к примеру, как взымать налоги с продавцов, представленных сразу на нескольких маркетплейсах. Трудности возникнут и с теми, у кого есть сторонний заработок, отмечает советник юридической фирмы Lidings Дмитрий Кириллов:

«Если они представлены на разных площадках, продажа происходит один раз на каком-то из этих маркетплейсов, соответственно, он и учитывает поступление денег, а также удерживает налог. Но процедура может быть применена только при тех режимах налогообложения, когда средства от продажи за конкретный товар отвязаны от общего потока денег, который получает продавец.

Например, при упрощенной системе налогообложения все доходы от деятельности продавца суммируются, и по ним уже считаются налоги, которые нужно уплатить. И в такой ситуации будет невозможно, конечно же, удерживать налог при продаже каждого конкретного товара.

Если ФНС видит техническую возможность, а тем более есть диалог с маркетплейсами, это пойдет на пользу всем. Решается все лишь разработкой или установкой дополнительных модулей в программное обеспечение маркетплейса».

В ФНС заявили, что ничего не мешает маркетплейсам стать налоговыми агентами уже сейчас. Однако платить площадки пока могут только за самозанятых, причем для этого потребуется согласие продавцов. Чтобы полномочия игроков рынка расширились, потребуются изменения в законодательстве, отмечают собеседники “Ъ FM”.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Руслан Айнетдинов

Вся лента