Кто не успел, тот не взлетел
Бюджет ФНБ на выкуп самолетов закончился
Как выяснил “Ъ”, зарезервированные в Фонде национального благосостояния (ФНБ) 300 млрд руб. на сделки по переоформлению самолетов иностранных лизингодателей почти исчерпаны. Последние средства ушли на урегулирование по 28 самолетам «Аэрофлота», 45 самолетам S7 и 19 — «Уральских авиалиний». Большая часть общего бюджета — как минимум 250 млрд руб.— ушла на 86 самолетов «Аэрофлота», которые группа получила в операционный лизинг. Частные перевозчики переоформили суда в финансовый лизинг на 15 лет, но им удалось снять требование правительства о ежегодном перечислении чистой прибыли для их ускоренного выкупа. iFly, согласовавшая сделки на три самолета, пока не смогла получить деньги.
Как стало известно “Ъ”, в бюджете Фонда национального благосостояния осталось 3,5 млрд из 300 млрд руб., выделенных ранее на приобретение самолетов иностранных собственников. Всего на сегодня выкуплено 150 самолетов, из которых 86 приходится на группу «Аэрофлот». Средства выделялись на страховое урегулирование отношений с иностранными лизингодателями, чьи самолеты остались в РФ после введения западных санкций в феврале 2022 года. Средства из ФНБ выделили в качестве льготного займа по ставке 1,5% на 15 лет. Новым собственником судов стала подконтрольная Росавиации лизинговая компания «НЛК-Финанс», средства переводила ее материнская НСК.
Первые 35 млрд руб. из ФНБ «Аэрофлот» получил на десять самолетов еще в начале 2023 года. После этого группа провела еще серию сделок: в сентябре — на 18 самолетов и пять двигателей лизинговой компании AerCap (Ирландия) объемом 63 млрд руб., в октябре — на 17 самолетов SMBC Aviation Capital (Ирландия) на $710 млн, или около 69,5 млрд руб., затем еще на четыре — с CDB Aviation и девять — с BOC Aviation. 22 декабря группа анонсировала передачу прав еще на 28 самолетов. Суммы трех последних сделок не раскрывались, но, по расчетам “Ъ” и источников в отрасли, всего на 86 самолетов группы из ФНБ ушло около 250–270 млрд руб. Еще 15 млрд руб. «Победа», входящая в группу, должна была перевести из своей чистой прибыли за 2022 год. Помимо средств ФНБ «Аэрофлот» еще в мае 2022 года за собственные средства выкупил из иностранного финансового лизинга восемь Airbus A330, что разрешалось санкциями.
«Уральские авиалинии» 22 декабря сообщили, что урегулировали с AerCap вопрос по 19 Airbus. В тот же день S7 заявила об урегулировании по 45 самолетам. По данным “Ъ”, компания согласовала передачу прав с пятью лессорами, сумма сделок с учетом собственных средств (34 млрд руб. из чистой прибыли за 2022 год) составила 45–50 млрд руб. AerCap сообщила, что получила $572 млн за 19 Airbus «Уральских авиалиний» и 29 — S7 (около 52,5 млрд руб. по курсу ЦБ). Собеседники “Ъ” оценивали стоимость самолетов «Уральских авиалиний» примерно в 30 млрд руб., из которых 13,5 млрд руб. авиакомпания также доплатила из своей чистой прибыли согласно условиям, выдвинутым Минтрансом (см. “Ъ” от 31 августа).
Таким образом, частным компаниям досталось из ФНБ около 30–40 млрд руб.
Оба перевозчика, по данным “Ъ”, получили самолеты в финансовый лизинг на 15 лет, по завершении которого суда перейдут в их собственность. Как уточнили источники в отрасли, авиакомпаниям удалось избавиться от требования ежегодного перевода доли чистой прибыли для ускоренного выкупа (см. “Ъ” от 25 октября).
Еще одной частной авиакомпанией, сумевшей согласовать условия сделок по трем Airbus на 9 млрд руб., стала чартерная iFly. В ее случае речь идет о прямом выкупе самолетов у ALC (США). Получит ли теперь перевозчик деньги из ФНБ хотя бы на один из самолетов — неизвестно. Связаться с iFly не удалось.
Несколько источников “Ъ” полагают, что все оставшиеся средства ФНБ будут использованы для урегулирования по самолетам «Аэрофлота» даже в случае, если затем лимит в 300 млрд руб. будет повышен. «Аэрофлот» и S7 уже сообщили, что продолжают переговоры с иностранными владельцами судов. Если S7 и «Уральские авиалинии» смогут согласовать урегулирования по новым самолетам, их шансы на получение средств в отрасли считают высокими: «"Аэрофлот" всех не вывезет». Но интересы чартерных компаний с небольшим или старым парком вряд ли будут учтены. Впрочем, пока вопрос о дополнительном выделении средств ФНБ, по словам всех собеседников “Ъ”, не обсуждается. В Минфине и Минэкономики “Ъ” не ответили. В Минтрансе, Росавиации и авиакомпаниях ситуацию не комментируют.
По итогам года авиакомпании вряд ли повторят прошлогодние прибыли, отмечает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
При этом перевозчики, безусловно, заинтересованы в урегулировании по остальным самолетам. С учетом исчерпания дешевых денег ФНБ авиакомпаниям имеет смысл обсуждать льготное кредитование с частичной компенсацией процентной ставки. Федор Борисов подчеркивает: если оставить перевозчиков без господдержки в этом вопросе, с учетом высокой ставки ЦБ эти расходы неизбежно будут переложены в цену перевозки.