Лекарство от спешки

Правительство исключает группы товаров из-под экстренно принятых курсовых пошлин

Правительство планирует освободить с 2024 года экспортеров лекарств и фармацевтических субстанций от выплаты курсовых пошлин — решение уже принято и вскоре будет оформлено постановлением правительства. По мнению бизнеса, обложение лекарств и фармсубстанций курсовой пошлиной с самого начала было ошибкой. Дело в том, что объемы российского экспорта такой продукции незначительны, пошлины же мешают российским производителям конкурировать с зарубежными компаниями на внешних рынках и прямо противоречат целям правительства создать в стране фармпроизводство полного цикла.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Спустя три месяца действия курсовых экспортных пошлин Белый дом принял решение об исключении из перечня облагаемых товары, которые зависят от импорта ключевых компонентов, некоторой высокотехнологичной продукции. В частности, из-под пошлин выведут лекарственные средства и фармацевтические субстанции, химическую продукцию. Также среди товаров — металлические бытовые изделия, некоторые промышленные инструменты, в том числе для бурения и прессования, пастила, зефир, соевый белковый протеин. Решение принято на заседании таможенно-тарифной подкомиссии правительственной комиссии по экономическому развитию, протокол утвердил первый вице-премьер Андрей Белоусов, вскоре проект постановления правительства об этом подготовит Минэкономики. Как сообщают в правительстве, изменения вступят в силу во второй половине января 2024 года.

Напомним, с 1 октября в России действуют гибкие экспортные пошлины на широкий перечень товаров с привязкой к курсу рубля. Под пошлины попал практически весь экспорт, в том числе алкоголь, табак, рыбная и молочная продукция, сахар, кондитерские изделия, какао, продукция горнодобывающей промышленности, черная и цветная металлургия, драгоценные металлы, уголь и удобрения. Размер пошлины составляет 4% при курсе более 80 руб. и менее 85 руб. за доллар, 4,5% — при курсе 85–90 руб. за доллар, 5,5% — от более 90 руб. до менее 95 руб. за доллар, а 7% — при курсе свыше 95 руб. включительно. Предполагалось, что пошлины снизят инфляционный импульс в экономике за счет сокращения внутренних цен на экспортируемые товары, но мера с самого начала выглядела противоречиво — пошлины могли оказать дополнительное давление на курс в условиях резкого сокращения экспорта и сохранения прежних объемов импорта.

Сразу после введения пошлин в правительство посыпались письма отраслевых ассоциаций и отдельных компаний о возможности корректировки механизма. В РСПП объясняют, что введение экспортных пошлин существенно ограничивает экспортные компании при выходе и закреплении на новых рынках сбыта взамен закрытых. «В отдельном фокусе риска предприятия малого и среднего бизнеса, которые ранее с целью сохранения реализации инвестиционных проектов и поддержания финансовой устойчивости были освобождены от уплаты налога на сверхприбыль, но при этом являются плательщиками экспортных пошлин»,— говорят в бизнес-объединении.

Член генсовета «Деловой России», председатель правления Совета по развитию внешней торговли Максим Черешнев указывает, что эффект для бюджета от пошлин несопоставим с возможными потерями ВВП от сокращения экспортной деятельности для данных отраслей. «Поскольку значительная доля материалов и компонентов для ряда позиций импортируется из-за границы и, соответственно, их цены в рублях растут при ослаблении курса, то увеличиваются издержки производителей. При этом конкуренция на мировом рынке не позволяет повышать цены пропорционально росту издержек, что приводит к сокращению экспорта»,— говорит он.

Согласно данным ФТС, с начала действия курсовых пошлин на экспорт в бюджет собрано 117 млрд руб. Ежемесячные выплаты в среднем составляют около 45 млрд руб.— для бюджета это незначительный объем, но бизнесу эти средства могли обеспечить пополнение оборотных или даже внеоборотных фондов для обеспечения процесса воспроизводства товаров и расширения производственных возможностей, считает Максим Черешнев.

Проблема курсовых пошлин, по мнению участников рынка, в том, что решение о них принималось поспешно, без консультаций с рынком и с весьма ограниченными дискуссиями с отраслевыми ведомствами. В итоге предложения о введении исключений в механизм были инициированы Минэкономики, Минсельхозом и Минпромторгом.

В частности, Минпромторг настаивал на выведении из-под действия курсовых пошлин лекарств и фармсубстанций. В ведомстве объясняли, что Россия переходит на производство лекарств по полному циклу, что требует расширения спроса и поиска потребителей за рубежом, тогда как пошлины препятствуют этому. Решение о пошлинах де-факто противоречило разработанной Минпромторгом стратегии «Фарма-2030», которая предполагала создание условий для расширения экспорта российской фармпродукции.

Напомним, сама стратегия была утверждена весной этого года. Среди ее целей — увеличение до 2030 года объема рынка лекарств с 2,2 трлн до 3,7 трлн руб., доли российских препаратов — с 35,9% до 42,6% (в денежном выражении), экспорта — с $1,26 млрд до $3,4 млрд, доли препаратов, которые производятся в рамках полного цикла и входят в перечень стратегически важных,— с 67% до 80% (см. “Ъ” от 4 апреля).

Для дальнейшего развития отрасли, по мнению Минпромторга, необходимы меры по совершенствованию обращения лекарств, в том числе его госрегулирования, доступа к фармрынку, ценообразования и обеспечения сбыта продукции, а также системные меры по поддержке организации производства и экспорта, в том числе регуляторная гармонизация, создание общей инфраструктуры и систем общего пользования, а также декомпозиция задач для смежных отраслей промышленности и контроль лекарственных средств.

Президент компании «Активный компонент» Александр Семенов напоминает, что под пошлины с 1 октября не попали товары 30-й группы ТН ВЭД, куда попадает большая часть лекарственных препаратов, но даже включение 29-й группы (в ней также лекарства, фамсубстанции, химкомпоненты) было болезненным. «На протяжении трех месяцев велись оживленные дискуссии с ведомствами, на которых мы отстаивали 29 ТН ВЭД. За три месяца действия пошлин мы заплатили десятки миллионов рублей, в следующем году счет мог идти на сотни миллионов»,— объясняет Александр Семенов.

С самого начала распространение курсовых пошлин на лекарства и фармсубстанции было очень дискуссионной мерой, указывает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Подобные пошлины, отмечает он, логичны в отношении товаров, которые экспортируются в значительных объемах и резкий рост поставок которых может привести к дефициту на внутреннем рынке. К такой продукции относятся металл, уголь, удобрения. «В отношении фармрынка такие меры неактуальны по целому ряду причин: во-первых, российский экспорт лекарственных препаратов очень маленький в сравнении с объемами внутреннего рынка — тут должен произойти кратный рост спроса, чтобы внутри страны проявились хоть какие-нибудь последствия. Во-вторых, российский рынок в гораздо большей степени ориентирован на импорт, при этом развитие внутреннего производства и экспорта — важнейшая задача долгосрочной госполитики. Наконец, ряд лекарственных препаратов можно смело относить к высокотехнологичной продукции — это продукция с высокой добавленной стоимостью, а не сырье, которое используется в самом начале технологической цепочки»,— поясняет Николай Беспалов.

Сохранение пошлин угрожало российским производителям потерей конкурентоспособности на международных рынках. «При поставках фармсубстанций мы не находимся в голубом океане, мы ведем острую конкурентную борьбу с компаниями как из "дружественных", так и из "недружественных" стран»,— говорит Александр Семенов. В частности, Китай и Индия оказывают дополнительную поддержку компаниям при выходе на экспорт. Например, индийские власти выплачивают компаниям-экспортерам фармсубстанций кешбэк в размере от 10% до 15% стоимости контракта. Схожие меры поддержки заложены в разработанную Минпромторгом стратегию «Фарма-2030». «Получается, одно ведомство вводит пошлины, другое — кешбэк. Меры противоречили друг другу»,— указывает господин Семенов.

По мнению Николая Беспалова, отмена пошлин не приведет к автоматическому росту поставок, но, во всяком случае, исключит совершенно лишний барьер. Впрочем, в фармацевтическом холдинге «Биннофарм Групп» уверяют, что вывод фармпродукции из-под вводимых пошлин создаст благоприятные условия для дальнейшей международной экспансии компании. Сейчас «Биннофарм Групп» активно расширяет и модернизирует собственные мощности для наращивания зарубежных поставок. «Сохранение курсовых пошлин создало бы дополнительную нагрузку на отрасль и усложнило бы увеличение экспортных объемов»,— говорят в холдинге. Член генсовета «Деловой России», управляющий директор ГК МЕДИПАЛ Павел Носов полагает, что фармкомпании и производители после освобождения от пошлин смогут инвестировать больше средств в разработки, исследования, производство и расширение территорий, в которых будут представлены российские лекарственные препараты, производители и дистрибуторы.

Выведение де-факто целой отрасли из-под действия курсовых пошлин обнадеживает рынок. В РСПП рассчитывают, что диалог будет продолжен, в том числе по итогам оценки влияния экспортных пошлин на отдельные сектора и позиции на внешних рынках. По мнению Максима Черешнева, наиболее вероятным станет отмена курсовых пошлин для рыбы, морепродуктов, а также молочной продукции, так как данные товарные группы активно экспортируются из России как в страны дальнего зарубежья, так и в страны ЕАЭС и СНГ. Также он ожидает отмены курсовых пошлин на экспорт ювелирных изделий из-за ограничений со стороны ЕС. «Хотя сама по себе идея тонкой настройки экспортных пошлин с привязкой к заранее обозначенным сценариям — явный шаг в сторону смарт-регулирования, это не отменяет необходимость проводить подробные консультации и вести диалог с бизнесом при введении мер, способных серьезно изменить ситуацию на рынках»,— констатирует эксперт.

Диана Галиева

Вся лента