Автомобильный рынок пересек черту
Продажи машин по итогам года преодолели отметку 1 миллион
Вопреки ожиданиям, рынок легковых автомобилей в России заканчивает 2023 год с высокими показателями роста, пробив под конец года казавшуюся нереальной отметку 1 млн проданных машин. Впрочем, последние месяцы динамика продаж несколько замедлилась под давлением ряда негативных факторов, разбираться с которыми авторынку придется уже в следующем году.
Скептические прогнозы по поводу развития российского авторынка в 2023 году не оправдались: в начале текущего года ему предсказывали, что он едва сможет повторить показатели 2022 года и пересечь отметку 700 тыс. единиц. Однако с самого начала текущего года продажи легковых автомобилей пошли на разгон: в конце зимы, весной и летом рост объемов реализации новых машин устойчиво превышал отметку 50% по сравнению с 2022 годом. И на финишной черте 2023 года рынок уверенно пересекает отметку 1 млн единиц: по предварительным данным «Автостата», объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам года составит около 1,050 млн единиц, что более чем на 65% выше, чем в 2022 году, когда было продано 626 тыс. автомобилей.
Впрочем, праздничное предновогоднее настроение участникам рынка портит явное замедление динамики роста, которое наблюдается в последние месяцы. Почти весь текущий год продажи новых машин минимум на 10–15% превышали показатели предыдущего месяца. И, например, если в январе показатель продаж фиксировался на уровне 45 тыс. единиц, то в сентябре он достиг 110 тыс.— рост почти в 2,5 раза. Однако начиная с осени продажи начали замедляться: в сентябре прибавка к предыдущему месяцу составила всего 0,6%, в октябре — 1,7%, а в ноябре динамика оказалась и вовсе в отрицательной зоне (109 тыс. проданных машин, что на 2,6% меньше, чем в октябре). Скорее всего, в минус уйдет и декабрь.
«В целом после шокового 2022 года итоги 2023-го мы встречаем с гораздо лучшими цифрами,— комментирует доцент кафедры управления транспортными комплексами Государственного университета управления Артем Меренков.— Рост в этом году составляет более 60%, и уже за 11 месяцев мы приблизились к отметке 1 млн автомобилей против 626 тыс. годом ранее. Однако это все еще существенно меньше "нормальной температуры" 1,5–1,7 млн автомобилей».
Динамика роста на авторынке объясняется отложенным спросом: после серьезного падения в прошлом году люди все же вернулись в автосалоны даже с учетом выросших цен и ушедших привычных автомобильных марок. «Год заканчивается с превышением озвученных ранее прогнозных показателей, предложенных разными аналитиками и организациями, например такими, как Ассоциация европейского бизнеса,— отмечает генеральный директор "СберАвто" Илья Федорченко.— Это говорит о том, что развитие рынка пошло по сценарию восстановления. Вероятнее всего, это совокупный эффект нескольких явлений. Экономическая ситуация кажется предсказуемой, потребители не хотят в очередной раз откладывать покупку автомобиля, появилось доверие к представленным на рынке новым маркам и моделям».
Выруливание из-под санкций
Ведущий российский производитель легковых автомобилей АвтоВАЗ в прошлом году оказался в двояком положении. С одной стороны, из-за санкционного занавеса с рынка ушли ключевые конкуренты в лице европейских, корейских, японских производителей. Однако санкции больно ударили и по самому тольяттинскому автогиганту, конвейер которого ранее серьезно зависел от комплектующих из недружественных стран. Ну и дополнительное давление на позиции Lada начали оказывать китайские марки, которые быстро заполнили освободившееся пространство.
Можно констатировать, что в текущем году АвтоВАЗ достаточно успешно справился с санкционными ограничениями. Постепенно производственные мощности ведущего отечественного автопредприятия набирают обороты — например, по итогам октября Lada показала рекордные за последние десять лет результаты продаж — 40,9 тыс. машин. К завершению текущего года главная российская автомарка подходит с долей более 30% от всего российского рынка. Это больше, чем в докризисные времена, когда Lada ставила перед собой цели удерживать долю 20–25%.
В течение 2023 года тольяттинское предприятие продолжало успешно вести игру в нижнем ценовом сегменте, козырем автомобилей Lada для потребителей остается их доступная цена. В списке самых продаваемых новых машин года уверенное первое место с большим отрывом занимает модель Lada Granta, которая при своей розничной цене от 700 тыс. руб. сейчас оказывается едва ли не вдвое дешевле конкурентов. В результате по итогам 11 месяцев Granta разошлась весьма внушительным тиражом 180,4 тыс. единиц (доля рынка — 19%). На третьем месте в общем зачете идет результат былого сотрудничества с бывшим американским партнером General Motors модель Lada Niva Travel (в прошлом Chevrolet Niva): за 11 месяцев текущего года эта машина была продана в количестве 42,2 тыс. единиц (4,5% рынка). Цена этого внедорожника начинается от 1,2 млн руб., что почти вдвое дешевле самых доступных китайских кроссоверов. На пятом месте едет неувядающая модель Niva Legend с ценой от 830 тыс. руб., которая в этом году нашла 34,5 тыс. владельцев. На седьмой позиции значится модель Lada Vesta (цена от 1,2 млн руб., продано 34,07 тыс.).
Главным вызовом для АвтоВАЗа на пороге нового года является не только восстановление выпуска прежних популярных моделей, но и растущая необходимость обновления модельного ряда. «Стоимость и предсказуемость — козыри Lada, которые вот уже много лет подряд позволяют бренду удерживать лидирующие позиции на рынке,— говорит Илья Федорченко.— В ситуации изменчивости рынка показатели цены и надежности (ремонтопригодности) автомобиля, его репутация выходят на первый план. Если Lada продолжит вкладывать усилия и бюджеты в расширение модельного ряда новыми продуктами, поддерживая доступность уже представленных ранее бестселлеров — а компания озвучивает такие планы, ее позиции на рынке останутся крепкими».
Топ-10 самых популярных моделей авто в РФ в 2023 году
|
Разворот на восток
Китайские автопроизводители в 2023 году сумели занять около 60% российского авторынка — модели из Поднебесной штурмуют списки самых продаваемых машин. По данным «Автостата», по итогам 11 месяцев года на втором месте прочно закрепился кроссовер Haval Jolion, который производится на заводе Great Wall под Тулой (продано 48,1 тыс. единиц, доля — 5,1%). Успехом можно назвать рывок среднеразмерного кроссовера Chery Tiggo 7 Pro Max, который к концу года сумел выехать на четвертую позицию (36 тыс., доля 3,8%). Хорошие показатели продаж также демонстрирует популярный кроссовер Geely Coolray, который с результатом 34,07 тыс. (доля 3,6%) единиц всего на одну сотню сумел обогнать Lada Vesta и получить шестое место. Замыкают топ-10 кроссоверы Omoda C5, Chery Tiggo 4 Pro, а также полноразмерный дорогой внедорожник Geely Monjaro.
В марочном зачете успешнее всего сейчас на российском рынке развивает «большая тройка» китайских автопроизводителей, к которым относятся такие бренды, как Chery (105,6 тыс. авто за 11 месяцев, доля 11,2%), Haval (96,3 тыс., 10,2%), Geely (79,9 тыс., 8,5%). «За рынок России активно борются многие китайские производители. Их продажи в текущем году — это хороший результат, учитывая то, что до санкций отношение у российских автолюбителей к "китайцу" было настороженное: они не были уверены в их потребительских характеристиках, смогут ли со временем выгодно продать приобретенный актив»,— комментирует генеральный директор сети автопрокатов «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.
Важным в отношении будущего китайских автопроизводителей в России по-прежнему остается вопрос, когда они будут приходить в Россию со своими производственными проектами. Пока свой завод в РФ под Тулой имеет только компания Great Wall, другие же концерны из КНР хотя и декларировали приход в Россию и возможное поглощение оставленных европейских заводов, в уходящем году не приступили к реализации планов запуска в РФ своих конвейеров. Вероятнее всего, такое движение китайского бизнеса сдерживает перспектива наложения вторичных санкций со стороны Запада, что может стать болезненным ударом, так как у себя на родине китайские автомобильные компании серьезно интегрированы в глобальные цепочки поставок автомобильных компонентов и технологий.
Что же касается новых автомобилей, поставляемых в Россию по схемам параллельного импорта, то значимой роли на авторынке в текущем году они не играли: по данным «Автостата», сейчас такие машины занимают порядка 12% всех продаж, из них 4% — это корейские марки, 4% — японские, 3% — европейские и 1% — американские.
Ценовой разгон
Перспективы развития авторынка в новом, 2024 году во многом связаны с поведением цен, продолжающийся рост которых в последнее время является одним из основных сдерживающих факторов продаж новых машин в России. В этом году, по подсчетам «Автостата», средняя цена нового авто в России уже превысила 3 млн руб., что в два раза больше, чем в 2019 году. Некоторые игроки указывают на признаки стабилизации ценового предложение, связанного с насыщением рынка и укреплением курса российской национальной валюты. «На фоне затормозившегося спроса много новых машин сейчас скопилось на складах в России, за счет этого появляются скидки на наиболее распространенные модели»,— рассказывает директор по развитию автодилера «Нижегородец» Алексей Макаров.
Топ-10 самых популярных марок авто в РФ в 2023 году
|
Однако свежим неблагоприятным фактором в последние месяцы года стало удорожание автомобильных кредитов из-за роста ставки Центробанка. Не очень пока работает и запущенная осенью государственная программа субсидирования льготных кредитов на новые авто. С одной стороны, она действует для ограниченных категорий граждан (работников образования, медиков, участникам СВО и пр.), с другой — появились сообщения, что выделенные на эту программы бюджетные средства заканчиваются. Увы, с большой долей вероятности цены на автомобили возобновят рост в наступающем году, хотя при этом продажи будут развиваться. «Пока предпосылок для снижения цен на автомобили в России нет, так как ключевая ставка повышается, курс рубля нестабилен, а внешние ограничения продолжают действовать,— прогнозирует генеральный директор автодилера ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Терлюкевич.— Рост стоимости автомобилей наряду с увеличением ключевой ставки, безусловно, сейчас сдерживает спрос. Однако в новом году авторынок продолжит свое развитие. Скорее всего, в 2024 году доля отечественного производителя немного упадет, так как на рынке должны появиться новые бренды, в том числе иранские. В новом году общие объемы продаж могут составить от 900 тыс. до 1,49 млн авто в зависимости от уровня спроса, курса рубля и других факторов».