Эксперты говорят

«Ъ-Удмуртия» собрал самые яркие цитаты спикеров круглых столов 2023 года

В 2023 году «Коммерсантъ-Удмуртия» провел 24 круглых стола с участием представителей органов власти, крупных предприятий и общественности, а также провели другие деловые события. В фокусе экспертов были внешне-экономическая деятельность, HR-стратегии, социальная ответственность и ESG-принципы бизнеса, индустрия гостеприимства и многие другие вопросы. Как развивалась Удмуртия, какие решения предлагались по острым вопросам,— в запоминающихся высказываниях гостей.

Круглый стол «Сильный HR-бренд: как компании Удмуртии привлекают кадры»

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

«Искренний сервис лежит в основе гостеприимства»

В этом году в Удмуртии создавали туристическую экосистему. Участники отрасли совершили значительный рывок в ее развитии и приняли в этом году миллионного гостя. На бизнес-завтраке участники рынка обсудили, что может помочь достичь успеха в их индустрии.

Екатерина Меркушева, руководитель комитета по туризму и гостеприимству при Торгово-промышленной палате Удмуртии, региональный представитель Российского союза туриндустрии, руководитель этнокомплекса «Бобровая долина».

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

«Искренний сервис лежит в основе гостеприимства, созданного влюбленными в свое дело людьми. В основе гостеприимства всегда люди. Мы создали молекулу ценностей. Она состоит главным образом из ценностей руководителя, то есть того, кто создает бизнес. Затем эти ценности прививаются и сотрудникам, которые транслируют их гостям. От того, как эти ценности будут донесены, зависит, возникнет доверие у гостя к отелю или нет, вернется он сюда или нет»,— подчеркнула Екатерина Меркушева, руководитель комитета по туризму и гостеприимству при Торгово-промышленной палате Удмуртии, региональный представитель Российского союза туриндустрии, руководитель этнокомплекса «Бобровая долина».

Гастрономия развивает туризм

Фраза о том, что в Удмуртии в 2023 году перевернулся грузовик с фестивалями, уже стала почти крылатой. Причем значительную часть в этом «грузовике» составляют гастрономические события. Вкусные фестивали и маршруты, раскрывающие кухню Удмуртии, привлекают туристов из других регионов. Эксперты круглого стола на тему вкусного вида туризма определили ключевые позиции развития рынка.

Депутат Госдумы РФ от Удмуртии Лариса Буранова

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

«В первую очередь необходимо определить приоритетные “крючки”, которые могли бы затягивать сюда людей. И гастрономия — один из тех “крючков”, который должен быть использован по максимуму. Например, Удмуртия — родина пельменей, грех не воспользоваться такой ситуацией»,— сказала депутат Госдумы РФ от Удмуртии Лариса Буранова

«На первом этапе у вас должны быть инвестиции»

На круглом столе, посвященном экспортной деятельности, специалисты отметили, что события внешней экономики создали уникальную ситуацию для бизнеса России. Сейчас предприниматели могут проверить, есть ли у них дополнительные ресурсы для увеличения прибыли. Обсудили механику выхода на внешние рынки на круглом столе «Границы для экспорта: как компании Удмуртии приспособились к новым условиям».

Рауза Медянская, руководитель ассоциации «Женщины бизнеса» в Удмуртии

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

«На первом этапе у вас должны быть инвестиции. Вы должны посчитать эти инвестиции, понять, в течение какого времени их хватит для того, чтобы адаптироваться с вашим товаром и услугой на территории зарубежной страны. Экспортеры часто достигают какого-то определенного уровня и расслабляются. Происходит в мире пандемия, кризис или санкции, и оказывается, мы рано расслабились, оказывается, у нас нет такого уровня и количества покупателей, которые могли бы закрыть запросы нашего предприятия, а это влечет за собой потери»,— поделилась опытом с предпринимателями руководитель ассоциации «Женщины бизнеса» в Удмуртии Рауза Медянская.

«Человекоцентричность прежде всего»

На круглом столе «Бизнес — обществу» обсудили социальные начинания предпринимателей региона. Компании не только предлагают востребованные услуги, но и вносят свой вклад в улучшение жизни в регионе: благоустраивают территории, создают места отдыха, вкладываются в сохранение культурных ценностей и памятников архитектуры, занимаются благотворительностью и меценатством, спонсируют важные для региона проекты.

Глава Ижевска Дмитрий Чистяков

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

«Мы, когда говорим о том, что может сделать бизнес для города, то подразумеваем человекоцентричность прежде всего. И у нас, и у вас одна задача: чтобы людям, которые живут в этом городе, было жить интереснее, чтобы они были более счастливы. Хорошо ворчать, обсуждать что-то между собой, коварно в сетях писать, а нужно приходить и делать. Вот ребята так и поступили. Они пришли и сделали»,— подчеркнул Дмитрий Чистяков, занимавший на тот момент пост заместителя главы администрации Ижевска по социальной политике, в настоящее время глава города.

«Остались в ESG»

Несмотря на сложные геополитические и экономические события последних лет, некоторые предприятия Удмуртии сохранили и даже увеличили инвестиции в программы корпоративной социальной ответственности. ESG-повестка значима для всех регионов России, в том числе и Удмуртии, и обсуждалась на круглом столе «Социальная ответственность и ESG-принципы бизнеса Удмуртии».

Юрий Федоров, заместитель председателя комитета Совета федерации по экономической политике

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

Юрий Федоров, заместитель председателя комитета Совета федерации по экономической политике, отметил, что «зеленые» принципы актуальны для бизнеса любого размера. «97% малого и среднего бизнеса не знают, что такое ESG, и вообще не в повестке. Что такое «зеленые облигации», «зеленое финансирование» не знают. Крупный бизнес уже давно участвует в таких проектах, потому что еще до февраля 2022 года считалось, что если у тебя нет ESG в финансовой отчетности, то ты не можешь получать инвестиции за рубежом. Многие думали, что с уходом западных компаний новый менеджмент свернет ESG-повестку, но этого не случилось, все остались в ней»,— подчеркнул господин Федоров.

«Нужно учитывать потребности молодого поколения»

Кадровые вопросы поднимали на нескольких круглых столах, в том числе — на «О вкусах поспорим: чего не хватает на рынке общепита Удмуртии» и одном их самых крупных круглых столов 2023 года «Бесперебойное обеспечение работы предприятий ОПК». В последнем приняли участие 24 представителя власти, бизнеса, отраслевых ассоциаций. Как привлекать молодое поколение, что может их удержать на предприятиях Удмуртии, рассказали гости этих мероприятий.

Круглый стол «Бесперебойное обеспечение работы предприятий ОПК»

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

«Задайте вопрос своему ребенку, хочет ли он работать? Например, мой — нет, у него уже была мечта стать блогером, а сейчас он мечтает непонятно чем заниматься. Это скорее вопрос массового воспитания. Мы еще успели застать тему того, чтобы работать, работать и еще раз работать, мы готовы впахивать. Дети сейчас, существуя в очень комфортных условиях, которые мы им создали, понимают, что можно ничего не делать. Поэтому должна вестись пропагандистская работа по тому, чтобы создавать в новых поколениях желание трудиться, которого сейчас, к сожалению, нет»,— раскрыл проблематику кадров глубже и предложил решение маркетолог сети «Хинкальная ”Кинза”» и совладелец диджитал агентства «Отдел» Антон Ижболдин.

Заместитель генерального директора по персоналу ИЭМЗ «Купол» Игорь Краснов

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

«Молодежь отталкивается не только от заработной платы. Поколение Z выбирает комфортные условия работы. И крупным предприятиям в организации работы для молодежи надо развиваться. Хороший пример — офис “Яндекса” в Москве, где есть даже детские комнаты. Нам нужно учитывать в рамках заводских реалий потребности молодого поколения, которые отличаются от нас уровнем запросов, мышлением и поведением. Иначе мы не выполним планы по кадрам в долгосрочной перспективе», — отметил заместитель генерального директора по персоналу ИЭМЗ «Купол» Игорь Краснов.

«Хочу жить в Ижевске так, будто живу не в Ижевске»

Покупая новую квартиру, потребитель желает не только расширить площадь, но и получить окружающий комфорт, отметил на круглом столе по ипотеке руководитель маркетингового агентства Brandcore Андрей Овчинников. Он подчеркнул важность благоустроенного жилого комплекса, в котором покупатель и его семья смогут на территории поддерживать здоровый образ жизни, заниматься спортом, ходить на прогулки, обеспечить детей развивающими кружками.

Руководитель маркетингового агентства Brandcore Андрей Овчинников

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

«Мы проводили исследования, работали с одним из местных девелоперов и выяснили, как покупатели выбирают жилье. Многие, не сговариваясь, ответили одно и то же: “Я купил квартиру в этом комплексе, потому что хочу жить в Ижевске так, будто живу не в Ижевске”»,— рассказал господин Овчинников.

Электромобильный автопробег

Благодаря развитию зарядной инфраструктуры сейчас можно осваивать разные маршруты по России. Основатель сообщества электромобилистов Пермского края EV Perm Александр Шаврин путешествует на автомобиле с аккумуляторной батареей по стране и зарубежью уже много лет и отмечает, что сейчас это можно делать максимально комфортно.

Основатель сообщества электромобилистов Пермского края EV Perm Александр Шаврин

Фото: vk.com / ecodrive18

Об этом он рассказал на круглом столе, посвященном электромобилям. «Например, на трассе Пермь—Екатеринбург работает порядка шести зарядных станций примерно через 100 км. И теперь они монтируются через каждые 50-60 км. По маршруту Санкт-Петербург—Москва—Сочи тоже без проблем можно передвигаться на электрокаре. Можно также поехать в сторону Ханты-Мансийска, там тоже уже есть зарядные станции. А после строительства “Шелкового пути” можно будет уже в январе 2024 года отправиться в путешествие из Минска во Владивосток. Я планирую провести автопробег по этому маршруту», — отметил Александр Шаврин.

Гульнара Вазихова

Вся лента