Галереи пустых магазинов
Александра Мерцалова о непростом пути торгцентров
За последние годы объекты dead mall (опустевший торговый центр) успели стать настолько привычными во многих странах, что обрели поклонников. В профильной группе на ресурсе Reddit фотографиями подобных объектов ежедневно делятся 184 тыс. человек. Один из них — Northland Village Mall в канадском Калгари — даже успел стать площадкой для одного из популярных сериалов этого года The Last of Us. В местных СМИ сообщалось, что для создания реалистичной атмосферы постапокалипсиса торговый центр в городе с населением в 1,3 млн человек пришлось только забросать мусором.
Россию тренд до сих пор обходил стороной: dead mall в Москве и Санкт-Петербурге не появились даже после пандемии. Но, возможно, скоро это может поменяться: санкционный удар не прошел для рынка бесследно.
Согласно CORE.XP, вакантность в торгцентрах Москвы на конец 2023 года составила 9,7%, что ненамного больше показателя докризисного 2019 года — 7,1%. Но посещаемость крупных объектов площадью свыше 40 тыс. кв. м, как следует из данных Focus Technologies, в этом году сократилась на 6% даже к прошлому, непростому году. Позитивную динамику, которую рынок иногда показывает в целом, обеспечивают небольшие районные объекты, где основной трафик формируют сетевые супермаркеты. В популярных крупных объектах нередко можно увидеть «мертвые магазины», которые так и не смогли привлечь покупателей.
Сами управляющие и владельцы объектов пока считают проблемой неудачный ребрендинг ушедших из России зарубежных ритейлеров. Так, в Союзе торговых центров России уже назвали разочарованием года концепцию Maag, пришедшей на смену Zara и другим брендам Inditex. Среди причин низких продаж называется узкий ассортимент и слабая рекламная поддержка. На втором месте антирейтинга оказался пришедший на смену CCC бренд Obuv, а на третьей строчке — магазины, заменившие марки польской LPP. Не получили отклика у покупателей и новые магазины брендов из «дружественных» стран, в основном Турции.
Списать негативную динамику на тренды в экономике и общий пессимизм покупателей непросто, особенно на фоне постоянных заявлений ЦБ о потребительской уверенности. «Темпы роста потребления должны быть не выше темпов роста номинальных доходов»,— предостерегала на днях глава ведомства Эльвира Набиуллина.
Но уже понятно, что крупные торговые центры в борьбе за этот всплеск активности если не проиграли, то и не преуспели, продолжая уступать рынок альтернативным форматам. Вероятно, по этой причине уже в 2024 году многим крупным моллам придется решить для себя: смириться ли с судьбой dead mall, став площадкой для зомби-сериалов, или попытаться предложить потребителям вариант радикальной реконцепции.