Депутаты поработали с нарезкой
Мосгордума предварительно одобрила новую схему избирательных округов
Профильная комиссия Мосгордумы (МГД) в понедельник одобрила проект новой нарезки одномандатных округов, которая будет применяться на выборах в МГД осенью 2024 года. Зампред Мосгоризбиркома Дмитрий Реут разъяснил депутатам, что авторы обновленной схемы руководствовались исключительно принципом соблюдения представительного равенства избирателей и рекомендовал не сравнивать ее с потерявшей актуальность нарезкой десятилетней давности.
Новую схему округов по выборам депутатов столичного парламента Мосгоризбирком (МГИК) внес в МГД 20 декабря. Визуально заметным переменам подверглись границы 33 из 45 округов, еще 12 изменения затронули в меньшей степени или не затронули вовсе.
По ходу презентации схемы на заседании профильной комиссии МГД по госстроительству и местному самоуправлению Дмитрий Реут напомнил депутатам, что нарезка округов, согласно законодательству, обновляется каждые десять лет (очередной срок подходит в апреле 2024 года) и учитывает в первую очередь принцип соблюдения представительного равенства: каждый депутат должен представлять примерно равное число избирателей (около 170 тыс. при допустимом отклонении в 10–20%).
Именно обеспечение этой нормы, указал господин Реут, потребовало в отдельных случаях «поделить территории районов», то есть включить их разные части в разные округа. «Не совсем правильно будет сравнивать представленный проект со схемой, которая утверждалась в 2014 году,— указал зампред МГИКа.— И это очевидно! Жизнь не стоит на месте, город развивается, идет большое строительство: один дом построили — и уже идет существенное изменение численности избирателей».
Хотя в некоторых местах «повторить границы» все же удалось, добавил докладчик.
Вообще, привязка к территории для депутата явление достаточно условное, продолжил Дмитрий Реут: «Депутат представляет интересы не только избирателей, которые голосовали за него, а интересы всех жителей Москвы». Он также подчеркнул, что МГИК имел право внести новую схему в срок до 9 февраля, но сделал это еще в декабре, «чтобы было больше времени у всех ознакомиться и построить работу на будущее». «Надеюсь, это будет оценено положительно»,— многозначительно заметил зампред МГИКа.
Единственным членом комиссии, не откликнувшимся на это пожелание, оказался справоросс Михаил Тимонов (включен Минюстом в реестр иностранных агентов), посчитавший, что проект «не вполне соответствует» общему запрету на включение в состав округа части района (кроме случаев, когда это необходимо для соблюдения нормы представительства): «Можно ли разделить Москву на 45 округов с обязательным соблюдением этого условия? Да, можно, мы с коллегами проделали работу и составили такую схему». «Хотя мы тут усматриваем некоторые признаки этого ужасного понятия "джерримендеринг" (перенарезка округов для изменения соотношения политических сил.— “Ъ”), мы предлагаем проект с порога не отклонять, поддержать, но при этом дать время на доработку и внести поправки»,— предложил депутат.
В ответ Дмитрий Реут указал, что проект получил все необходимые заключения на соответствие законодательным нормам, а «по поводу джерримендеринга» сообщил, что подобная практика «проводилась в том государстве, которое считает себя самым демократическим, как раз таким образом, что образовывались разные по численности избирательные округа».
В итоге комиссия поддержала МГИК и рекомендовала принять проект в первом чтении и при отсутствии поправок в целом.
Политолог Александр Кынев уверен, что перенарезать округа с учетом обновленной средней численности избирателей можно было и не нарушая границ районов: «Думаю, что это "джерримендеринг" и попытка ухудшить шансы оппозиционных кандидатов и улучшить шансы провластных».
Новая нарезка — не волюнтаризм, а выполнение требований закона об уточнении границ округов в связи с изменением численности населения, возражает политолог Александр Асафов. Под «джерримендерингом» имеется в виду американская технология изменения границ под конкретного кандидата, но в нашем случае нет изменения границ в политических целях, а есть лишь выполнение требований закона, настаивает эксперт. И с этой точки зрения, по его словам, изменились границы округов как депутатов из провластного объединения «Моя Москва», так и оппозиции — там, где изменилась численность жителей. Исходя даже из беглого анализа можно сделать вывод, что новая конфигурация более приближена к административным границам районов и округов, подчеркивает господин Асафов: если сейчас одному депутату приходится взаимодействовать с двумя-тремя префектурами, то в перспективе он будет работать с одной.