У здоровья россиян высокая самооценка
Социологи составили типичный портрет российского пациента
Типичный российский пациент удовлетворительно или хорошо оценивает свое здоровье, не склонен к профилактике и ранней диагностике, а в случае болезни сначала прибегает к самолечению. Он с некоторым недоверием относится к врачебным рекомендациям и читает отзывы о врачах или клинике в интернете. К таким выводам пришли эксперты центра социального проектирования «Платформа» и компании «ОнИн», опросив 1,2 тыс. респондентов. Россияне вообще склонны давать высокие оценки состоянию своего здоровья, несмотря на чувство дискомфорта и боли, отмечают медики. Это увеличивает риски несвоевременного обращения за медпомощью и нагрузку на систему здравоохранения.
Центр социального проектирования «Платформа» и компания онлайн-исследований «ОнИн» («Онлайн Интервьюер») представили доклад о стратегии россиян в выборе лечения. Всероссийский онлайн-опрос прошел в ноябре 2023 года. В нем принимали участие 1,2 тыс. россиян старше 18 лет.
9% респондентов оценивают свое здоровье как отличное, 33% как хорошее, 50% как удовлетворительное. 7% называют свое состояние плохим и лишь 1% — очень плохим.
Позитивным оценкам отдают предпочтения мужчины и молодежь, негативным — женщины, люди более старшего возраста и с доходом ниже среднего. Авторы исследования указывают, что материальное положение ожидаемо оказывает влияние на представление о состоянии здоровья: критичные оценки более распространены среди респондентов с доходом ниже среднего.
Большинству россиян свойственно лечиться только по мере необходимости (73%), и лишь четверть занимается профилактикой и ранней диагностикой (25%). В долю тех, кто чаще заботится о своем здоровье на ранних этапах, вошли женщины и молодежь (18–24 года). Пренебрегают этим чаще всего люди среднего возраста (45–54 года).
Большинство россиян (76%) предпочитают стратегию самолечения.
В основе такой мотивации лежат невысокая удовлетворенность медицинским сервисом, высокие загрузки на работе, «доверие к непроверенной информации», а также «перенос функции консультанта на аптечного работника», говорится в докладе. Лишь 18% респондентов обратятся к врачу сразу при возникновении симптомов. 4% и вовсе не будут предпринимать никаких действий для выздоровления.
К предписаниям врачей россияне относятся с некоторым подозрением: 46% ищут дополнительную информацию, 11% предпочитают обращаться к нескольким специалистам для сравнения разных позиций, и только 36% полностью следуют рекомендациям после приема. Гендиректор телемедицинского сервиса «Доктис» Сергей Лежнин говорит, что для легких болезней, например простудных заболеваний, второе мнение не требуется, а для тяжелых и редких заболеваний — это «обычная практика». По словам господина Лежнина, в таких случаях люди часто ищут врача по рекомендации. Исследование подтверждает: основной ресурс для выбора специалистов — социальные связи, на рекомендации знакомых опирается 31% респондентов. Чаще всего они определяют выбор врача на Кавказе (44%). Для 13% опрошенных, которые прибегают к самостоятельному поиску, отзывы о врачах на различных сервисах оказываются решающим фактором, а общий рейтинг клиники практически не играет роли — 6%.
Большинство россиян (86%) предпочитают традиционное лечение. Нетрадиционные способы и гомеопатические препараты выбирают лишь 8%.
Основатель «Платформы» социолог Алексей Фирсов говорит, что люди в России не любят получать плохие новости, «а поход к врачу — это всегда риск получить именно такую плохую новость, поэтому часть людей будут максимально откладывать это событие». Кроме того, отмечает господин Фирсов, в российской действительности низкий индекс доверия официальным институтам, поэтому среднестатистический пациент скорее готов прислушаться к статье в интернете, чем к словам медработника. «Это усиливает суетливость людей. Они действительно начинают искать больше информации и вестись на какие-то чудо-рецепты. Вообще повышается вера в чудо»,— говорит он.
Директор службы психологической помощи онкопациентам «Ясное утро» Ольга Гольдман полагает, что высокая оценка собственного здоровья, которую продемонстрировал опрос, не связана с фактическим его состоянием, это «просто самоощущение». «В своем исследовании о психологии в онкологии мы задавали вопрос, какие изменения в здоровье заставили бы людей задуматься о визите к онкологу. Целых 9% ответили, что ничто не заставило бы их это сделать»,— комментирует госпожа Гольдман. Ее слова подтверждает «Национальный мониторинг общественного здоровья», который в конце 2022 года подготовил Междисциплинарный центр исследований общественного здоровья Сеченовского университета.
Он показал, что россияне склонны давать высокие оценки состоянию своего здоровья, несмотря на чувство дискомфорта и боли.
Так, 83% россиян оценили в целом свое здоровье как «хорошее», «очень хорошее» и «отличное». Однако, когда респондентам предложили оценить свое здоровье более детально, оказалось, что только 30% не имеют проблем ни в одной из шести базовых жизненных функций: зрение, слух, ходьба и подвижность, когнитивные функции, возможность ухода за собой, познание и коммуникация. Каждый второй респондент отмечал некоторые затруднения хотя бы в одной из шести жизненных сфер, а каждый девятый говорил о серьезных функциональных ограничениях. Эксперты пришли к выводу, что это оказывает ощутимое влияние на качество жизни населения и увеличивает в будущем риски несвоевременного обращения за медицинской помощью.
«Большая проблема нашей медицины в том, что мы поздно выявляем заболевания,— продолжает Ольга Гольдман.— Намного сложнее поймать рано рак, но вылечить его на ранних стадиях намного легче. То же касается сердечно-сосудистых заболеваний: у нас мужчины падают замертво, не доживая до 60 лет, потому что никто из них не в курсе, что надо активно профилактировать инсульты и инфаркты». Госпожа Гольдман подчеркивает, что государству выгоднее и дешевле превентивно выявлять риски, а для этого нужно иметь долгосрочные планы по здоровью населения и популяризировать внимательное отношение к своему здоровью. «В нашем обществе у врачей и обыкновенных людей отношения желают лучшего — взаимное недоверие и нелюбовь. С этим надо работать организаторам здравоохранения»,— заключает Ольга Гольдман.