Жители притормозили с автокредитами

Количество займов на покупку машин в Татарстане сократилось на 8%

В Татарстане в ноябре снизился спрос на оформление автокредитов. Общее количество таких займов сократилось на 8%, а размер среднего чека уменьшился до 1,44 млн руб. При этом республика остается в тройке регионов-лидеров по выдаче автокредитов. А стоимость автомобилей сейчас в 1,5 раза выше, чем была осенью прошлого года. Эксперты напоминают, что в 2022 году рынок «был в упадке», но сейчас заметно «оживился». Несмотря на стабилизацию цен, они полагают, что средний размер автокредитов продолжит увеличиваться, в том числе из-за роста цен на комплектующие и энергоносители.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

В ноябре 2023 года средний чек автокредита в Татарстане составил 1,44 млн руб. Это на 2,8% меньше, чем в октябре. Тогда средний чек в республике достигал 1,48 млн руб., сообщило НБКИ, проанализировав данные 3 тыс. финансовых организаций.

Всего за отчетный месяц жители Татарстана оформили 3,59 тыс. кредитов на покупку автомобилей. Выдача таких займов за месяц сократилась на 7,9%. В итоге общий объем рынка автокредитования в Татарстане по итогам ноября составил 5,2 млрд руб. За месяц он сократился примерно на 10%.

Такая же ситуация наблюдается и в целом по стране. По итогам ноября в России было выдано 73,6 тыс. автокредитов, что на 8,4% меньше, чем в октябре. Средний чек займа сократился на 3,5% — до 1,51 млн руб.

По среднему размеру автокредита Татарстан занял 17-ю позицию среди регионов РФ. Самые крупные займы оформляются в Москве (2,03 млн руб.), Московской области (1,82 млн руб.) и Санкт-Петербурге (1,77 млн руб.). По общему количеству выданных автокредитов Татарстан оказался на третьем месте после Москвы (4,6 тыс. займов) и Московской области (3,9 тыс.).

«Сокращение выдачи автокредитов в последние месяцы, вероятнее всего, свидетельствует о некотором насыщении спроса, не реализованного в полной мере в 2022 году, и, соответственно, об определенной стабилизации на рынке автокредитования»,— отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. Также он напоминает, что в последние месяцы произошел рост ставок по автокредитам. «Средний чек автокредита рос большую часть этого года, а в последние несколько месяцев стабилизировался на уровне 1,5 млн рублей, немного снизившись в ноябре»,— добавляет он.

Напомним, в 2022 году объем автокредитов в Татарстане составил 22,6 млрд руб., что на 32% меньше, чем годом ранее. Средняя стоимость автомобиля в кредит увеличилась на 7% — с 960 тыс. руб. до 1,02 млн руб. В 2023 году рынок автокредитования начал восстанавливаться и пикового значения средний размер автокредита достиг в октябре. За девять месяцев общая сумма выданных автокредитов в Татарстане составила 19,9 млрд руб., увеличившись в сравнении с аналогичным периодом прошлого года почти вдвое.

«Снижение показателя среднего чека указывает на то, что покупатели стремятся выбирать авто по оптимальной цене и, возможно, с большим первым взносом»,— считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, «сейчас распространен спрос и на авто с пробегом, которое дешевле нового, поэтому и кредит может быть меньше». «Снижению среднего чека в краткосрочной перспективе могла поспособствовать программа льготного автокредитования. По этой программе в России в 2023 году было продано 27 тыс. машин. Помимо российских автомобилей в нее попадает китаец Haval, сошедший с конвейера в Тульской области. Предположу, что льготная программа также могла оказать воздействие на ситуацию в республике»,— добавляет господин Жарский.

В то же время аналитик обращает внимание, что в сравнении с прошлым годом средний чек автокредита вырос в 1,5 раза (осенью прошлого года в республике он составлял около 1 млн руб.). «В прошлом году рынок был в упадке, граждане не были в целом готовы залезать в длинные долги, поэтому если кредиты и оформлялись, то на очень скромные суммы, да и покупать особо было нечего»,— объясняет господин Жарский. По его словам, сейчас рынок значительно «оживился». «В следующем году, полагаю, средний чек автокредита будет расти, так как цены на авто регулярно растут в связи с множеством факторов — подорожание комплектующих, энергоносителей, рабочей силы»,— заключает эксперт.

Кирилл Антонов

Вся лента