Начальники курсов
Американская политика оказалась в заложниках у самой себя
Для американцев 2023 политический год прошел под знаком раскола. Баталии разгорелись не только на «линии соприкосновения» двух ведущих политических сил, но и внутри Республиканской партии, разделившейся на классических республиканцев и сторонников экс-президента Дональда Трампа. Это в итоге надолго парализовало работу Палаты представителей американского Конгресса, не позволило принять бюджет на текущий финансовый год, а также заблокировало помощь Украине и другим союзникам США. Раскол обнаружился и в Демократической партии, левая часть электората которой не поддержала политику администрации по отношению к Израилю, что обрушило рейтинги президента Джо Байдена.
В 2023 год Демпартия и администрация Джо Байдена входили с победными настроениями. Предыдущий, 2022-й, выдался для властей США непростым. На востоке Европы разразился конфликт между Россией и Украиной, в котором Вашингтон всецело поддержал Киев, а внутри страны пришлось бороться с различными афтершоками мировой нестабильности — от экономических трудностей до миграционного кризиса. В такой ситуации выборы ноября 2022-го в Конгресс рисковали закончиться провалом для демократов, однако на деле для них все завершилось неплохо. Республиканцы, которым пророчили ошеломляющую победу, с трудом завоевали большинство в Палате представителей и не смогли взять под контроль Сенат.
Демократы оказались в статусе выступивших лучше ожидаемого, а республиканцы — провалившихся победителей.
Однопартийцы Джо Байдена не скрывали удовлетворения и полагали, что ситуация позволит им сохранить заданный в предыдущие два года курс. Белый дом благосклонно выражал готовность сотрудничать с Палатой представителей и явно сомневался, что балансирующие на грани внутрипартийной войны республиканцы смогут навязать по-настоящему острую борьбу демократам. Добавлял настроения команде господина Байдена и тот факт, что Дональд Трамп, к началу 2023 года уже объявивший о выдвижении на выборы-2024, предстал главным виновником невнятных результатов своей партии. Общественность даже принялась подсчитывать шансы на то, что губернатор Флориды Рон Десантис сможет перехватить у экс-президента политическое лидерство в партии.
С первых же дней января 2023-го стало понятно, что у демократов есть все основания для воодушевления: взявшие большинство в Палате представителей республиканцы с ходу ударились во внутренний конфликт, ярким проявлением которого стало избрание спикером нижней палаты Кевина Маккарти лишь с 15-й попытки. Пока демократическое меньшинство методично голосовало за своего лидера Хакима Джеффриса, группа крайних консерваторов из 20 человек — по совместительству ярых сторонников Дональда Трампа — упорно навязывала умеренным республиканцам свое видение будущего. В итоге Кевину Маккарти в обмен на пост пришлось надавать своим радикальным товарищам целый список обещаний.
В частности, господин Маккарти обязался лоббировать заморозку бюджетных расходов, включая средства Пентагона, на уровне 2022 года и согласился принять процедурное правило, согласно которому для постановки вопроса о вотуме недоверия спикеру было бы достаточно запроса лишь одного члена палаты. Эксперты еще тогда отмечали: продавленные группой консерваторов уступки рискуют обернуться проблемами для дополнительного финансирования Украины.
На фоне республиканской разобщенности демократы выглядели выигрышно. Отсутствие явных партийных расколов и единение вокруг Джо Байдена рисовали многообещающие перспективы.
Укрепляли позиции президента и сложившиеся к зиме—весне 2023-го расклады на российско-украинском фронте. США вместе с союзниками готовили Украину к контрнаступлению и даже просчитывали сценарии возможного мирного урегулирования после, как ожидалось, успешных для Киева операций и усиления его переговорных позиций. Преисполненный оптимизма Джо Байден 20 февраля посетил Киев и уверенно пообещал поддерживать Украину «столько, сколько потребуется». После этого глава Белого дома произнес пламенную речь в Варшаве, в которой США предстали лидерами демократического мира, а сам Джо Байден — полководцем-победителем в битве «демократий против автократий». Параллельно США укрепляли партнерство с союзниками в Европе, создавали альянсы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с переменным успехом пытались наладить «управляемую конкуренцию» с Китаем.
Другими словами, за полтора года до президентских выборов обстановка благоволила действующему лидеру. Омрачал расклады разве что возраст господина Байдена, который через две недели после выборов 5 ноября 2024 года отпразднует 82-й день рождения. Этот фактор заставлял однопартийцев нервничать, ведь больше половины американцев в соцопросах стабильно признавались, что хотели бы видеть главой Белого дома кого-нибудь помоложе, и выражали запрос на обновление политической элиты.
Впрочем, собравшийся взять реванш за поражение-2020 Дональд Трамп, которому на момент 5 ноября 2024 года исполнится 78 лет, вызывал у населения схожие чувства. А потому в Демпартии, видимо, сочли возможным не менять старого коня на новой переправе и поддержали решение господина Байдена баллотироваться на второй срок. Любопытно, что господина Трампа в команде президента на тот момент не воспринимали как существенную угрозу и скорее опасались получить в спарринг-партнеры молодого Рона Десантиса.
Тем не менее уже летом ситуация начала меняться.
Дональд Трамп вопреки обстоятельствам, включая открытые против него уголовные дела (в том числе за «участие в мятеже» 6 января 2021 года), ко второй половине года набрал ход. Несмотря на длинный список консерваторов, решивших бросить ему вызов, экс-глава Белого дома прочно закрепился в качестве лидера республиканской президентской гонки. Он оказался по-прежнему горячо любим электоратом и активно продвигал резко контрастирующие с официальной линией Вашингтона идеи, в том числе во внешней политике. В частности, бывший президент пустился критиковать подход США к украинскому кризису и внушил консерваторам мысль, что на поддержку Киева тратится слишком много денег, конфликт надо заканчивать, а единственный, кто может его урегулировать, да еще и за 24 часа, — не кто иной, как Дональд Трамп.
В это время на востоке Европы буксовало контрнаступление Украины, а вскоре ВСУ будут вынуждены перейти в оборону по всей линии фронта. Администрации Джо Байдена в такой ситуации было необходимо убедить Конгресс одобрить дополнительное финансирование для союзника. И хотя во время обсуждения федерального бюджета Белому дому удалось предварительно договориться с Кевином Маккарти по предстоящим тратам, до конца согласовать денежные вопросы не вышло. Поэтому во избежание шатдауна Конгресс принял временный бюджет, дающий сторонам дополнительные полтора месяца на переговоры.
Однако все карты спутала внутренняя борьба в Республиканской партии. То, что в начале года воспринималось демократами как политическое благо, обернулось под конец катастрофой. Крайние консерваторы заподозрили Кевина Маккарти в сговоре с Белым домом и по запросу конгрессмена Мэтта Гетца подняли вопрос об отстранении спикера, чего в итоге и добились. После этого работа Палаты представителей оказалась парализована на несколько недель из-за погрязших в междоусобных склоках республиканцев, пытавшихся избрать нового спикера.
С одной стороны, Республиканская партия выглядела неприглядно, показав неспособность «править» из-за внутренних разногласий. С другой — было понятно, что рано или поздно они договорятся, а новый спикер окажется неудобной для Белого дома фигурой хотя бы потому, что угроза отставки будет отнюдь не теоретической.
Тем временем осенью началось обрушение рейтингов Джо Байдена.
Помимо украинского кризиса, на Белый дом свалилась еще одна напасть — война на Ближнем Востоке. Боевики радикального палестинского движения «Хамас» 7 октября вторглись в Израиль и устроили там резню мирных жителей. США — подавляющее большинство политиков-демократов и все республиканцы — всецело поддержали ближневосточного союзника, начавшего военную операцию в Секторе Газа. Проблема была в том, что методы Израиля для борьбы с «Хамасом» у части американского общества вызвали противоречивые чувства. И если республиканцы, традиционно симпатизирующие Израилю и его политике, особо не обращали на это внимания, то для демократов это стало настоящей проблемой. Арабо-мусульманский электорат стал отворачиваться от Джо Байдена.
Надо ли говорить, что Дональд Трамп в это время направо и налево (в прямом смысле слова — называя демократов «коммунистами» и «фашистами») критиковал своего заклятого конкурента, уверяя, что, во-первых, он знает, как положить конец разрастающимся конфликтам, а во-вторых, при нем бы они, конечно, не случились. Палестино-израильская эскалация также добавила аргументов республиканцам, которые принялись утверждать, что теперь-то у США точно нет лишних денег для недавнего союзника, когда в беде оказался давний.
Под конец года демократы и республиканцы предприняли несколько попыток договориться о помощи Украине, а также Израилю и союзникам в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но к общему знаменателю не пришли. Требования консерваторов — принять меры по защите южной границы США от нелегалов и фактически пойти на крупнейшую за десятилетия миграционную реформу в обмен на финансирование Киева — показались демократам завышенными. И хотя Белый дом был готов пойти на некоторые уступки, крайне правые консерваторы смогли навязать свою повестку более умеренным однопартийцам, что привело к политическому тупику, попытаться урегулировать который законодатели решили уже после Нового года.
Таким образом, в 2024 год США входят в условиях жесткой внутренней борьбы.
Учитывая грядущие президентские выборы, признаков того, что демократы и республиканцы откроют в себе способности к большим компромиссам, не наблюдается. И дело отнюдь не только в Украине, деньги для которой у администрации Джо Байдена уже почти закончились,— достаточно вспомнить, что по-прежнему не согласован федеральный бюджет, из-за чего страна все еще рискует пережить шатдаун.
Между тем Джо Байден, которого республиканцы пытаются подвести под импичмент, встречает Новый год, пожалуй, в наиболее слабой позиции. Будучи безальтернативным кандидатом от демократов на выборах-2024, он остро нуждается в победах, для которых пока нет предпосылок.
Дональд Трамп, на первый взгляд, должен чувствовать себя увереннее. В середине января стартуют республиканские праймериз, на которых он готовится предстать безоговорочным фаворитом. Однако его будущее остается туманным из-за уголовных дел.
Куда в итоге выведет кривая господ Байдена и Трампа, еще только предстоит узнать. Американская политика непредсказуема и, в силу положения страны в мире, слишком сильно завязана не только на внутренние, но и на внешние факторы. А они, как известно, могут преподносить порой невероятные сюрпризы.