Мы к вам заехали на час 56 минут
В новогодний прокат выйдут новые «Бременские музыканты»
С 1 января в российском кинопрокате развернется состязание между двумя релизами прокатчика «Централ Партнершип», ставшего по итогам 2023 года абсолютным лидером рынка и, судя по всему, не намеревающегося сдавать эти позиции. Одновременно на экраны выйдут «Холоп 2» Клима Шипенко — продолжение хита 2019 года об исправлении современных мажоров суровыми дедовскими методами и «Бременские музыканты» Алексея Нужного — ребут любимого советского мультфильма с поющими животными, которых на сей раз играют живые актеры. Кому из них достанется больше народной любви, покажут новогодние каникулы. Пока же Юлии Шагельман не удалось проникнуться нежными чувствами к новой инкарнации Трубадура и компании.
Впервые о готовящемся переосмыслении советской анимационной дилогии («Бременские музыканты», 1969 и «По следам бременских музыкантов», 1973) стало известно летом 2022 года, когда студия «Тритэ» Никиты Михалкова вместе с «Союзмультфильмом» представила свой новый проект в «Фонде кино». Режиссером тогда же был заявлен Алексей Нужный, известный в основном по комедиям («Я худею», 2018, «Громкая связь», 2018, «Обратная связь», 2020) и фильму-катастрофе «Огонь» (2020). Уже в этом году будущая картина удачно вписалась в новый курс отечественного кинематографа на семейное и сказочное кино, заданный «Чебурашкой» (2023), которого прокатывал все тот же «Централ Партнершип», так что получила поддержку еще и от Минкульта.
Съемки фильма, получившего куда более внушительный по сравнению с мультипликационными оригиналами хронометраж (час 56 минут), прошли летом этого года в ударные сроки — всего месяц — в Дагестане, Чечне, Ингушетии и Кабардино-Балкарской республике. Из-за этого условный Бремен, о средневеково-немецком происхождении которого авторы, видимо, забыли, помещен в окружение действительно прекрасных, но каких-то неорганичных для этой истории гор, долин и лесов. Совсем странно становится, когда герои примерно в середине прибывают на музыкальный фестиваль где-то на пляже (то ли Казантип, то ли Коачелла), а в финале с песнями уезжают по направлению к извергающемуся вулкану (хочется верить, что все-таки нарисованному на компьютере). Впрочем, оригинал тоже весьма вольно обращался с буквой и духом сказки братьев Гримм, так что главные проблемы новой версии не в этом.
В первую очередь они — в совершенно не свойственных классическим мультикам обертонах жестокого цинизма и натужности прикрывающего их веселья. Фильм стартует с самого детства Трубадура. Маленьким мальчиком (Мирон Проворов) он живет вместе с мамой (Юлия Пересильд) в хижине в горах. Оттуда она каждый день ходит в Бремен продавать тюльпаны, а Трубадур поет этим тюльпанам песни, чтобы они лучше росли. Чтобы сразу зацепить ностальгирующего зрителя, первым делом здесь звучит «Луч солнца золотого», только в таком исполнении и обработке, которые производят скорее обратный эффект (над музыкой в картине работали Максим Фадеев и автор оригинальных песен Геннадий Гладков — это стало последним его проектом перед смертью в октябре этого года).
Не успевает фильм начаться, как мама Трубадура, в очередной раз отправившись в город, проваливается под лед замерзшей речки, а дом сгорает в пожаре. Несчастный мальчик тоже идет в Бремен, чтобы заработать там музыкой, и тут выясняется, что его песни совершенно гипнотизируют всех, кто их слышит. Этим немедленно пользуется Атаманша (Мария Аронова), командующая бандой маленьких воришек-беспризорников: она заставляет Трубадура петь, пока ее подопечные обчищают карманы и прилавки. Атаманшу вычисляет гениальный Сыщик (Константин Хабенский), но ловит и бросает в темницу не ее, а Трубадура, остальным же удается уйти безнаказанными.
Выходит наш герой из тюрьмы уже взрослым мускулистым дяденькой (Тихон Жизневский), одержимым жаждой мести. Однако вместо Атаманши и ее банды он находит четырех говорящих и поющих зверушек: Осла (Дмитрий Дюжев), Пса (Роман Курцын), Кошку (Ирина Горбачева) и Петуха (Аскар Нигамедзянов). Пользователи соцсетей уже впечатлились видом этих созданий на постерах, но в движении благодаря сочетанию пластического грима, компьютерной графики, потрепанного меха и перьев, глядящих из этого всего человеческих глаз и странных голосов они смотрятся и звучат совсем ненатурально и даже несколько зловеще.
При этом, что характерно, это вовсе не те дружные и свободолюбивые бродяги, которых помнят зрители постарше. Они постоянно препираются между собой, а главное их желание — это найти хозяина, суррогатом которого и становится Трубадур. Ну а дальше все (почти) по классике: сбежавшая из дворца Принцесса (Валентина Ляпина), ее гиперопекающий папа (Сергей Бурунов), козни гениального Сыщика, возвращение Атаманши и дикая смесь старых любимых песен (иногда обогащенных, например, рэпом) с новыми, запомнить и напеть которые решительно невозможно (в памяти зачем-то застревает только строка «Даже падая с горы, ты касаешься любви», что бы она ни значила).
Между делом разбойники производят в Бремене государственный переворот, меняя Короля на Атаманшу, но законопослушный Трубадур с друзьями быстро восстанавливает статус-кво. Тут, правда, выясняется, что и Атаманшу обижать нехорошо, поэтому приходится ее легитимизировать, помыв и выдав за Короля замуж, а исправившихся разбойников расселить среди мирных граждан. Ведь главное в Бремене — стабильность.