BYD догоняет Tesla

Чем объясняется успех китайского конгломерата

Американская Tesla может уступить первенство по продажам китайскому производителю BYD. По прогнозам Bloomberg, это должно произойти уже в текущем квартале. Пока компания Илона Маска опережает автоконцерн из КНР по ряду ключевых показателей, включая выручку, прибыль и рыночную капитализацию, однако вскоре разрыв может сократиться. Как пишет Forbes, аналитики ожидают, что уже в 2024 году доходы Tesla от продаж составят $114 млрд против $112 млрд у BYD.

Фото: Ng Han Guan / AP

Автоконцерн завоевал репутацию еще в те времена, когда их основной деятельностью было производство литий-ионных аккумуляторов, подчеркивает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков: «BYD выпускает очень, на мой взгляд, серьезные машины, в том числе электромобили. Это уже бренд с историей, потому что практически у каждого из нас есть или была частичка BYD. Ведь компания выпускала и продолжает выпускать аккумуляторы для электронной техники: смартфонов, компьютеров и ноутбуков. В значительной степени она на этом и сделала свои имя и состояние.

Уже потом появилось приложение этих аккумуляторов — развитие автомобильной отрасли, которое начиналось тоже довольно-таки широко. В частности, огромное распространение в том же Китае, и, кстати говоря, и в Европе, получили электробусы BYD. Они оказались настолько популярны, что их даже испытывали в том числе и в России.

Набив руку на литий-ионных аккумуляторах, на производстве электробусов и эксплуатации электрических такси в некоторых провинциях Китая, они резко перешли к массовому производству электромобилей.

И сейчас BYD — это один из самых крутых, модных и продвинутых игроков на этом рынке».

В России официально автомобили BYD не представлены. Но, по словам собеседников “Ъ FM”, несмотря на то, что компании из КНР опасаются вторичных санкций, в 2024 году экспансия на российский рынок вполне возможна.

Есть ли у китайского производителя реальные шансы обогнать Tesla? Президент группы компаний Favorit Motors Владимир Попов считает, что это будет вполне логичным: «Если мы говорим о батарее, то китайцы уже опередили, наверное, всех. Производство ключевых аккумуляторов, которые сейчас представлены на автомобильном рынке, конечно, сосредоточено в Китае.

Когда сравниваешь любые европейские и американские аналоги, то там тоже есть вполне приличные модели. Но все равно соотношение цена/качество в пользу Китая. И чем дальше, тем больше. В основном это объясняется тем, что ни одна из компаний на сегодняшний день не может себе позволить такого эффекта масштаба, как производители в КНР. Это происходит по двум причинам.

Первая понятна — огромный собственный внутренний рынок, который серьезнейшим образом поддерживается государством. Во-вторых, очень большие инвестиции, вложенные в Gigafactory по изготовлению батарей, что является ключевым элементом самой технологии. То есть соперничать с ними малореально.

Единственный игрок, который сейчас может соперничать с BYD по качеству, маркетингу, бренду и даже в чем-то превосходит китайскую компанию, это Tesla. Но это временное явление.

Происходит примерно то же самое, что в свое время китайцы сделали на рынке смартфонов при помощи того же самого Huawei, который, кстати, тоже стал активно инвестировать в производство автомобилей. Электрокары все больше и больше напоминают гаджеты, произошло именно это. Соответственно, Tesla придется потесниться, и китайцы уже давно начали есть их завтрак».

В 2011 году Илон Маск не воспринимал всерьез китайский автоконцерн. В одном из интервью, отвечая на вопрос журналистов о BYD, он рассмеялся и спросил: «Вы видели их машины?». Уже в 2023-м он признал, что продукция концерна очень конкурентоспособна.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Яна Загоровская

Вся лента