Мастер сценария
Умер Юрий Арабов
На 70-м году ушел из жизни Юрий Арабов — выдающийся кинодраматург, поэт, прозаик и педагог.
Судьба связала его с кинематографом от рождения: мать, крымская гречанка, работавшая помощником режиссера на киностудии Горького, познакомилась с отцом будущего сценариста на съемках картины «Васса Железнова» Леонида Лукова.
Во ВГИКе, где учился Арабов, произошло важнейшее знакомство его жизни — встреча с Александром Сокуровым.
Их совместным дебютом в полном метре стал фильм «Одинокий голос человека», открывший новую эпоху в советском и постсоветском кино. Чрезвычайно важную роль в появлении этой экранизации повести Андрея Платонова сыграла Ливия Звонникова, преподававшая литературу и близко дружившая с Арабовым (она тоже скончалась в этом году). Его творческий союз с Сокуровым длился многие годы. Плодами этого тесного сотрудничества стали фильмы «Скорбное бесчувствие», «Дни затмения», «Спаси и сохрани», «Круг второй», «Камень», «Мать и сын». Затем последовала «трилогия тиранов» — «Молох», «Телец», «Солнце» и примыкающий к ним «Фауст». Все эти картины получили широкий международный резонанс, «Молох» был удостоен приза Каннского фестиваля за лучший сценарий.
При всей близости к сокуровскому миру Юрий Арабов имел и другие кинематографические пристрастия; он любил не только авторское, но и жанровое кино, ценил фантастику, мистику, эксцентрику и гротеск. Но чем дальше, тем более настойчиво его клонило к духовным и религиозным исканиям, к вечным вопросам бытия.
Его имя как сценариста стоит в титрах 39 фильмов и мини-сериалов. Он успешно работал с такими разными режиссерами, как Олег Тепцов («Господин оформитель», «Посвященный»), Александр Прошкин («Николай Вавилов», «Доктор Живаго», «Чудо»), Павел Лунгин («Дело о “Мертвых душах”»), Николай Досталь («Завещание Ленина», «Монах и бес»), Андрей Прошкин («Орда», «Орлеан»), Кирилл Серебренников («Юрьев день»), Андрей Хржановский («Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», «Нос, или Заговор “не таких”»).
Параллельно Юрий Арабов жил активной литературной жизнью, с кино не связанной. В 1980-е годы он был одним из лидеров течения метареализма в российской поэзии и организаторов неформального клуба «Поэзия» в Москве. Выпустил несколько поэтических сборников, среди которых «Автостоп», «Ненастоящая сага», «Простая жизнь», «Воздух». Его романы «Биг-бит» и «Флагелланты» внесли свою оригинальную краску в литературный пейзаж эпохи. Он был чуток к современности, его свежий голос звучал в пронизанных иронией стихах:
Я не был никогда во Франции
и даже в Швеции (уж где бы!),
а был — в чудовищной прострации,
когда я вспомнил, где я не был…
Я не бывал к тому же в Греции,
где моих предков съел шакал…
Он в самом деле не был опытным путешественником, в чем я убедился, оказавшись с ним однажды на кинофестивале в Хайфе и совершив незабываемую поездку по Израилю.
Юра был невероятно интересным собеседником — умным, глубоким, но без всякой зауми и пафоса, с очень оригинальным, иногда черным чувством юмора.
В это время он уже возглавлял кафедру кинодраматургии во ВГИКе и был одним из немногих сохранившихся в этом вузе педагогов высшей пробы. Многие ученики его мастерской оказались одаренными кинодраматургами.
В последние годы Юрий Арабов боролся с тяжелой болезнью, но при этом продолжал интенсивно работать в кино, пробовал свои силы в режиссуре. Но сил оставалось все меньше. Уход Арабова — огромная потеря. Скромность и человеческая порядочность побуждали его держаться в тени, но сейчас ничто не мешает сказать, что он был одной из ключевых фигур отечественной культуры последних десятилетий.