Михаил Бычков вспомнил прошлое

Бывший худрук воронежского Камерного театра поставил два новых спектакля

Уволенный с поста худрука основатель воронежского Камерного театра Михаил Бычков в конце 2023 года представил две премьеры, в которых так или иначе обратился к своему прошлому. На площадке негосударственного арт-центра «Прогресс», к созданию которого режиссер также приложил руку, он впервые за почти 30 лет сделал детский спектакль — «Каштанку». А в Камерном восстановил и переосмыслил спектакль 30-летней давности «Провинциальные анекдоты». Корреспондент «Ъ-Черноземье» Александр Прытков в обоих постановках нашел, над чем посмеяться — и о чем погрустить.

Фото: Мария Старикова, Коммерсантъ

Премьера «Каштанки» по одноименному рассказу Чехова прошла в середине декабря. Спектакль был поставлен для открывшегося в этом году негосударственного арт-центра «Прогресс». В его создании Михаил Бычков принимал активное участие, а основу репертуара составляют проекты артистов Камерного театра.

Впрочем, на «Каштанку» режиссер позвал других исполнителей. Изначально вообще планировалось, что спектакль будет поставлен с актерами других театров. Однако Светлана Строева, Александр Габура и член труппы Камерного Георгий Яковлев — выпускники курса Михаила Бычкова в Воронежском институте искусств, а Мария Соловей играла в «Дураках на периферии», поставленных режиссером в Камерном.

Для Михаила Бычкова это первое за более чем 30 лет обращение к детскому театру. На рубеже 1980-х–1990-х он работал главным режиссером Воронежского театра юного зрителя, однако после основания Камерного театра в 1993 году для детей не ставил. «Детский спектакль — это очень-очень сложно. Сделать Ибсена или Горького для меня понятнее и привычнее. А это — настоящий художественный вызов, некая игра с собственным опытом, возрастом, мироощущением и желание в этой игре найти то, что я хочу потом дать зрителям. Теплоту, надежду, радость, добро и… красоту — в самом широком смысле этого слова»,— рассказал Михаил Бычков.

В минималистичных условиях «Прогресса» — небольшой белый зал с парой рядов стульев и подушками на полу — режиссер обратился к клоунаде (явная отсылка к тому, что часть сюжета проходит в цирке) и вместе с петербургским художником Юрием Сучковым сделал нехитрый, но эффектный спектакль: ширмой служит пододеяльник, загримированные под клоунов актеры активно используют все, что находится под рукой (колпак так превращается в гусиный клюв, а диско-шар имитирует снегопад) и прибегают к другим жанрам (есть и театр теней, и перчаточные куклы). Роль Каштанки закреплена за Светланой Строевой, остальные получили по несколько персонажей, и это тоже вызов для профессионалов — например, быть хозяином Каштанки и почти сразу следом оказаться котом.

По словам Михаила Бычкова, несмотря на то, что постановка обошлась без традиционных театральных выразительных средств, она «очень театральная», «как раз следующая заветам классиков по поводу того, что два актера, расстилающие коврик, способны создать настоящий театр, если то, что происходит между ними, а также между ними и публикой, волнует». Перед премьерой он советовал идти на спектакль семьей, так как «нельзя оставлять ребенка один на один с такого рода театром без возможности что-то вместе с ним потом обсудить».

Михаил Бычков назвал «Каштанку» одним из своих любимых рассказов у Чехова: «Мне кажется, в нем, помимо замечательного смысла, темы поиска и обретения счастья — удивительный, хрустальной чистоты русский язык во всех его многогранных возможностях передачи оттенков чувств и атмосферы. Сейчас, когда хочется радости, чуда и семейного тепла, очень уместно оказаться зрителем такой истории».

Однако, рассуждая о семейном тепле, режиссер не забыл и о судьбе циркача мистера Жоржа, на время приютившего Каштанку. После счастливого воссоединения собачки с прежними хозяевами именно он поет щемящую песню — грустный клоун, практически в одночасье потерявший сразу двух питомцев.

Одной из первых постановок Камерного театра стали «Провинциальные анекдоты» — одноактные пьесы Александра Вампилова «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». Впервые этот спектакль был поставлен в 1994 году. Восстановить его Михаил Бычков задумал еще до увольнения — как одно из мероприятий к 30-летию театра. При этом режиссер анонсировал «не просто повтор», а диалог со старой постановкой и с тем временем.

Последний спектакль Михаила Бычкова в Камерном театре пользовался таким спросом, что театр даже решил продавать билеты на «предпоказ», куда обычно попадают только близкие к театру люди и иногда пресса — зал был полон даже на этой по сути генеральной репетиции.

Обе истории происходят в гостинице «Тайга» в некоем далеком сибирском городке. Михаил Бычков, любящий переносить действие пьес в другое время, здесь, напротив, оставил все как есть. Персонажи ходят в советских ватниках и прочей одежде (художник по костюмам — работавший и на «Каштанке» Юрий Сучков), ищут 3 руб. на водку, в номерах стоят дисковые телефоны, продавленные кровати и прочая мебель эпохи СССР.

Значительно расширился состав актеров. В спектакле 1994 года были заняты всего восемь артистов, и они играли в двух пьесах. Сейчас их почти вдвое больше, и почти каждому достался только один персонаж. Оба спектакля застали два человека — народный артист РФ Камиль Тукаев и заслуженная артистка России Наталья Шевченко (после отставки Михаила Бычкова она написала заявление на увольнение). При этом первому досталась другая роль, а вторая все так же играет коридорную гостиницы.

Диалог спектаклей получился на уровне структуры — режиссер поменял пьесы местами. Сначала показывают чрезвычайно уморительную историю «Двадцать минут с ангелом», где в ответ на шутливые выкрики страдающих от похмелья и безденежья командированных случайный прохожий просто так отдает им 100 руб. Естественно, поверить в добрые намерения никто не может, и когда становится ясна причина поступка, становится уже не смешно.

Затем режиссер показал чуть более веселую «Историю с метранпажем» об администраторе гостиницы («начальства так боялся, что когда сделался начальником, самого себя стал бояться»), который грубо обошелся с постояльцем, а потом узнал, что это метранпаж из Москвы — вот только кто такой метранпаж, никто не знает. В страхе администратор имитирует болезнь, а когда становится понятно, что же это за профессия, дело доходит и до реального приступа. В последних словах главного героя «К черту гостиницу! Я начинаю новую жизнь. Завтра же ухожу на кинохронику» можно при желании разглядеть и авторское высказывание режиссера.

Сам Михаил Бычков у себя в Facebook (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ) назвал «Провинциальные анекдоты» оммажем постановке 30-летней давности и своеобразным «новогодним подарком» многочисленным постоянным зрителям к праздникам, когда всем хочется доброго, светлого, дающего надежду. «Теперь я отправляюсь в "свободное плавание" и открыт для предложений как режиссер с немалым опытом и сложившейся творческой репутацией. Я надеюсь, что история, совершив очередной виток, еще приведет меня в созданный мною театр. Но понимаю, что это не может случиться скоро»,— написал основатель театра.

Александр Прытков

Вся лента