Российская мода забирает долю
Какие отечественные fashion-бренды лидируют на рынке
Российские производители одежды претендуют на 450 млрд руб. годовой выручки — это доля, которую раньше занимали крупные зарубежные бренды. Подсчеты провели аналитики компании «Яков и партнеры». Уход порядка 70 иностранных игроков с местного рынка стал мощным драйвером роста для локальных производителей как тех, что уже работали раньше, так и для новичков. По прогнозам, в ближайшие пять лет рынок одежды и обуви может прирасти еще на 5-7%, именно за счет отечественных товаров.
Но работают российские марки в основном в низком ценовом сегменте. Доля так называемой доступной моды превысила 70%, отметил директор «Яков и партнеры» Максим Болотских:
«У них есть бренд, но он еще неузнаваем. Они играют в нижнем ценовом сегменте. Пока это нон-бренды, однако преимущественно именно такие компании заняли достаточно большую нишу. Что может быть российское? Постараются оставить разработку дизайна, зачастую идет первая выкройка, первые лекала отрабатываются локально.
Понятно, что нестрашно потратить определенные деньги на тестовые образцы. Дальше уже ключевое производство, ткани, фурнитуры и так далее, Не 90% брендов, но больше половины появляющихся российских брендов так или иначе в разных объемах отшиваются не в России.
Вторым большим явлением стал сам факт того, что крупные российские бренды в момент ухода иностранных компаний не испугались, наоборот, решили выбрать очень активную, даже немного агрессивную, стратегию роста — открытие торговых точек, сильные вливания в маркетинг в абсолютно разные инструменты и каналы. Также многие бренды пересмотрели свое позиционирование — кто они, что они, какой ассортимент они продают, в каких ценовых сегментах они играют и так далее».
Среди крупнейших игроков, покинувших российских рынок, японский Uniqlo, шведский H&M и испанский гигант Inditex — владелец брендов Zara, Pull&Bear и Massimo Dutti. Совокупно в России у них было больше 700 магазинов. Их площади заняли отечественные бренды. Основными арендаторами стали Gloria Jeans, «Стокманн», Befree и Lime. Последнюю компанию называют одним из главных выгодоприобретателей ухода иностранных ритейлеров. Однако это, скорее единичная история успеха — Lime шьет одежду на партнерских фабриках в Турции и Китае, но большинство отечественных производителей, которые работают в России, все еще не могут конкурировать с китайским масс-маркетом, рассказала “Ъ FM” основательница бренда Totti Ирина Полыковская:
«Любому производителю в России про экспансию говорить не стоит. У нас и рабочая сила дороже, и объем производства гораздо меньший, если сравнивать с китайскими производителями. И самая большая проблема — это, конечно, кадры. Это самая большая трудность. Мы справляемся, но у нас много сотрудников пенсионного возраста. Кого-то переобучаем, находим ресурсы, к нам из других разорившихся компаний. Нельзя сказать, что какая-то единая стратегия дает результат. У нас вообще сложный сегмент, потому что вязаный трикотаж — это вязальщики, машины. Нужен специфичный персонал, а не просто швеи, которые шьют одежду».
Операторы торговых центров сообщили, что бренд самарского предпринимателя Дмитрия Хохлова обеспечивает больший оборот, чем бывшие якорные арендаторы. В 2022-м году выручка Lime достигала 10 млрд руб., а по итогам 2022 года она может удвоиться, писал Forbes.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".