Грузия присматривается к бизнесу
Как власти республики меняют правила для релокантов
Интерес россиян к открытию бизнеса в Грузии не утихает, но местные власти ужесточают правила. По оценкам президента страны Саломе Зурабишвили, после начала боевых действий на Украине в республике осели порядка 100 тыс. релокантов. По ее словам, они могут за сутки открыть ИП и пользуются легкостью ведения бизнеса. Но местное население беспокоится, что приезжие не интегрируются в культуру Грузии, а ведут себя, как дома. Действительно ли это так? И какие стартапы запускают чаще всего? Расскажет Александр Мезенцев.
В Санкт-Петербурге у Дениса Щебенькова был собственный кофейный бизнес. В его «Бункере» подавали кофе класса Specialty — это высший сорт арабики с качественной обжаркой. После начала боевых действий на Украине предприниматель уехал в Грузию и открыл там две точки BNKR Coffee.
По словам предпринимателя, заведения заняли высокий ценовой сегмент: «До сих пор здесь можно зайти в любой магазинчик и за один лари купить кофе 3 в 1, что очень популярно. То есть тебе просто Nescafe засыплют в кипяточек, и это будет кофейня. Соответственно, для местной аудитории, именно для грузин, наш формат дороговат. Например, капучино у нас 10 лари стоит, но он качественный, на понятном, нами же обжаренном зерне».
Все необходимое оборудование Денис Щебеньков привез в Грузию из Петербурга. Оттуда же приехали и сотрудники. Квалифицированные кадры среди местных было не найти, продолжает бизнесмен: «Зарплата нашего бариста почти в 2,5 раза выше, чем в среднем по городу. Недавно разговорились с ребятами, которые работают в московской "Кофемании", обсуждали зарплаты. Оказалось, что у нас она выше на 25%, чем там, если переводить на рубли.
Здесь денежку приходится платить достаточно высокую, чтобы обеспечить людей очень хорошим сервисом, дефицит которого в Грузии чувствуется».
Кроме заведений общепита, россияне чаще всего открывают в Грузии салоны красоты и магазины, делятся собеседники “Ъ FM”. При этом оформить необходимые документы можно за сутки, и из-за легкости регистрации выросло число мошенников. Теперь малый бизнес проверяют тщательнее, рассказывает автор Telegram-канала о Грузии на русском языке Николай Левшиц, который живет в стране пять лет:
«Юридически зарегистрировать ИП или ШПС (аналог ООО) в Грузии не очень сложно. Нужно получить налоговый номер и собрать минимальный пакет документов. С этого года участились, например, проверки, и было такое: люди делили ИП или делали третьи, четвертые структуры для того, чтобы уйти от суммы прибыли в 100 тыс. лари и не платить налоги.
Местные власти уже заявили, что будут все очень тщательно проверять, и, если докажут связь этих новых юрлиц с предыдущими, то предпринимателям грозит очень серьезный штраф».
На фоне миграции из России и стран СНГ и прихода в Грузию международных компаний, доходы IT-сектора выросли в три раза по сравнению с 2022 годом. Всего в первом полугодии 2023-го индустрия получила рекордные $430 млн. В частности, этому способствовало изменение работы местных банков, отмечает совладелец NewGeorgia Agency Олег Зобов:
«Если банки какой-то бизнес не понимают, то им легче отказать, чем вникать в какую-то сложную международную структуру клиента. Но сейчас приехало достаточно много профессионалов сюда — украинцев, россиян, белорусов. Появились квалифицированные банковские сотрудники, и они уже помогают достичь большего понимания между бизнесом и грузинскими финансовыми институциями.
То есть сейчас у нас появилась возможность хотя бы до открытия компании проговаривать кейс клиента и получать внятный ответ, какому банку будет это интересно, а не просто, как раньше, подавать заявки на открытие счета и получать отказы».
По словам собеседников “Ъ FM”, налог на ИП в Грузии чуть ли не самый низкий в Европе. Это 1% с выручки, до 500 тыс. лари в год или свыше 16 млн руб. Если показатель больше, то сборы могут вырасти до 20%.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".