Трамваи поедут в будущее

Какие перспективы у автоматизации московского наземного транспорта

В столице появятся беспилотные трамваи. Их могут начать тестировать уже в этом году. Эксперимент продлится до 2026 года, сообщил заммэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Он отметил, что технологией автономного хода, программным обеспечением и интеграцией систем займутся отечественные специалисты.

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

По словам заммэра, сначала в таких составах будет дежурить машинист, но конечная цель проекта — полная автоматизация этого вида транспорта в столице. Трамвай будет отслеживать все, что происходит на улично-дорожной сети, и предугадывать поведение как пассажиров, так и водителей. Ликсутов добавил, что эти задачи могут быть выполнены в 2024-2025 годах.

Подобные сроки слишком оптимистичные, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов: «Беспилотные технологии находятся в стадии тестирования. Может быть, конечно, в течение двух лет будет совершен какой-то прорыв, но я в это, честно признаюсь, не очень верю. Пока я вижу, что технологии автономного вождения, действительно, достигли довольно серьезного уровня развития, достаточного для того, чтобы они применялись в ограниченном масштабе. Экономически это очень дорогой проект. Гораздо дешевле платить зарплату водителям.

В целом, автоматизация — это тренд технического прогресса, он идет по всему миру. Люди достаточно быстро привыкают, этот процесс занимает 3-6 месяцев. После чего люди начинают охотно и без каких-либо страхов пользоваться, допустим, машинами без водителя. Многие говорят, что робот управляет машиной лучше, чем среднестатистический водитель».

В России уже тестируют и другие виды беспилотного транспорта. Например, грузовики КамАЗа и SberAutoTech, курсирующие по трассе М-11, перевезли более 12 тыс. тонн грузов. Об этом сообщал ТАСС. А в июне 2023-го «Яндекс» запустил беспилотное такси на юго-западе Москвы. Пока оно работает в тестовом режиме в районе Ясенево, каждый день с 07:00 до 01:00. В машинах находится водитель-испытатель, который следит за безопасностью поездки, согласно российскому законодательству, это необходимое условие.

Инвестиции в проект беспилотного трамвая окупятся, но в долгосрочной перспективе, отмечает специалист в области искусственного интеллекта Игорь Щербаков:

«Ключевые риски в этом проекте лежат в юридической плоскости, потому что еще не до конца понятно, кто должен нести ответственность в случае каких-то происшествий с этим трамваем.

Понятно, что не машина. Разработчик, тот, кто проверял ее, или кто-то еще. В случае техники, которая едет по рельсам, ИИ необходимо принимать гораздо меньше решений, чем, например, в том же беспилотном такси. Поэтому, кажется, за два года перейти на беспилотные трамваи вполне реально.

Ближайшая аналогия — это автоматизация складов больших онлайн-магазинов. Там тоже постоянно решается вопрос, что выгоднее — брать дешевых людей-кладовщиков или инвестировать в развитие технологий. Мне кажется, что разработка новых технологий более перспективна».

В конце декабря 2023 года в России запустили первый беспилотный морской паром «Генерал Черняховский». Об этом сообщало агентство «РИА Новости». Согласно заявлению первого вице-премьера Андрея Белоусова, запуск не был тестовым. Теперь паром начнет доставлять в Калининградскую область социально значимые грузы.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Мария Широкова

Вся лента