Ставка на смягчение
Что будет происходить на долговом рынке в 2024 году
В 2024 году Банк России может приступить к смягчению денежно-кредитной политики. По оценке аналитиков, ключевая ставка может быть снижена до 9–12%, если инфляция начнет снижаться в ответ на уже произошедшее повышение ставки. В таких условиях доходность ОФЗ может опуститься к значениям 10–10,5% годовых. Вместе с тем аналитики советуют удерживать высокую долю портфеля в облигациях с плавающей ставкой, так как неопределенность на рынке остается повышенной.
Ключевой вопрос
Определяющими факторами для российского долгового рынка будут уровень инфляции и действия Банка России. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина по итогам декабрьского заседания совета директоров отмечала, что политика регулятора в 2024 году будет во многом зависеть от того, что будет происходить с устойчивыми компонентами инфляции. Согласно последним данным Минэкономразвития, годовая инфляция в России на 25 декабря ускорилась до 7,59% с 7,48% неделей ранее. Это заметно выше целевого уровня ЦБ (4%).
Впрочем, опрошенные «Ъ» аналитики считают, что принятых Банком России мер будет достаточно для стабилизации ситуации с инфляцией в первом полугодии 2024-го.
А уже во втором полугодии она может пойти на спад. Управляющий по анализу банковского и финансового рынка ПСБ Дмитрий Грицкевич отмечает, что в базовом сценарии экономического развития к концу текущего года прирост ИПЦ в годовом выражении составит около 5,5–6%. «В случае снижения инфляционного давления в начале года Банк России сможет начать снижение ключевой ставки уже в первой половине 2024 года»,— считает главный экономист по России и СНГ+ «Ренессанс Капитал» Софья Донец. В базовом сценарии она закладывает снижение ключевой ставки вплоть до 9% к концу года. Дмитрий Грицкевич видит ее на уровне 12%.
Лучшая половина
Поэтому в первом полугодии участники рынка не ждут сильных изменений цен на долговом рынке, то есть доходности ОФЗ будут находиться в диапазоне 11,5–12% годовых. При появлении первых признаков стабилизации инфляции и сигналов ЦБ о начале снижения ставки можно ждать снижения доходностей госбумаг, а вслед за ними — и доходности корпоративных облигаций. «К концу года кривая, скорее всего, сместится в диапазон 10–10,5% годовых»,— оценивает Дмитрий Грицкевич.
В таких условиях можно ожидать оживления на первичном рынке не только гособлигаций, но и корпоративных облигаций. Как отмечает руководитель отдела аналитики долгового рынка «Ренессанс Капитал» Алексей Булгаков, на рынок придет задержанное предложение периода высоких ставок. «Компании будут искать деньги на развитие, следовательно, облигации будут оставаться альтернативой банковскому кредитованию. Не стоит забывать про серьезные маркетинговые усилия, которые прилагают регулятор, организаторы и инфраструктура по продвижению облигаций»,— отмечает руководитель направления DCM департамента корпоративных финансов «Цифра брокер» Максим Чернега.
Эмитенты станут охотнее предлагать бумаги сроком обращения свыше трех лет, тогда как в конце минувшего года в основном размещались менее длинные выпуски. «Это сделает стоимость долгосрочного заимствования более привлекательной для эмитентов»,— поясняет начальник управления инвестиционного анализа Совкомбанка Дмитрий Никонов.
Плавающий подход
Хотя текущие доходности гособлигаций уступают ставкам депозитов, которые даже у крупных банков зачастую превышают 15% годовых, обычно они доступны на сроки от месяца до полугода, тогда как облигации позволяют зафиксировать ставки на горизонте свыше пяти лет. Кроме того, в случае снижения ключевой ставки облигации будут расти в цене, и инвесторы получат положительную переоценку. «За счет роста котировок валовая доходность среднесрочных ОФЗ при этом сценарии может составить 16–18% годовых, десятилетних облигаций — 20–23% годовых»,— оценивает Дмитрий Грицкевич.
Вместе с тем аналитики считают, что основу облигационного портфеля частного инвестора по-прежнему должны составлять государственные и корпоративные облигации с плавающим купоном.
Такие бумаги-флоатеры были популярны у инвесторов осенью прошлого года на фоне подъема ключевой ставки, так как размер их купона зависит либо от размера ставки RUONIA (индикативная ставка однодневных рублевых кредитов на условиях overnight) или других индикаторов денежного рынка, в том числе от ключевой ставки.
Осторожность аналитиков связана с сохраняющимися проинфляционными рисками, в числе которых мягкая бюджетная политика из-за высоких военных и социальных расходов, которые в преддверии выборов президента России не будут сокращаться, а также рекордно низкая безработица и структурная трансформация российской экономики вследствие западных санкций. «На рынке труда не ожидаем улучшений в ближайшие кварталы. Дефицит кадров на рынке труда продолжит оказывать повышательное давление на зарплаты и инфляцию»,— отмечает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев.
ФРС не указ
Вместе с тем денежно-кредитная политика мировых центробанков во главе с ФРС и ЕЦБ будет оказывать ограниченное влияние на российский долговой рынок не только в части рублевых, но и валютных облигаций. При этом аналитики также ждут от них смягчения монетарной политики. По итогам декабрьского заседания, на котором ставка осталась на уровне 5,25–5,5%, члены FOMC впервые с марта 2021 года не рассматривали вариант дальнейшего повышения ставок, но пришли к выводу, что снижение процентной ставки «весьма вероятно» в 2024-м. Первое понижение ожидается уже в первом квартале 2024-го. ЕЦБ пока не рассматривает такую возможность, но, как и ФРС, уже два заседания подряд не менял ставку, удерживая ее на уровне 4,5%.
Большее значение для внутреннего рынка валютных облигаций, а именно юаневых и замещающих облигаций, имеет спрос на такие инструменты в условия слабости российской валюты.
Доходность таких облигаций в зависимости от сроков обращения и валюты выпуска составляет 4–9% годовых. Более доходны, ликвидны и многообразны замещающие облигации. К тому же они являются одной из немногих форм инвестиций в долларах и евро без риска санкционных блокировок, поскольку при их обращении используется только российская инфраструктура, а платежи осуществляются в рублях.
Бондовое разнообразие
Однако на доходность таких облигаций влияет и расширяющееся предложение. Как отмечает Дмитрий Никонов, многие выпуски еврооблигаций могли быть приобретены инвесторами за рубежом с существенным дисконтом к тем уровням, которые сформировались внутри России. При замещении у таких инвесторов имеется существенный стимул зафиксировать прибыль, и они готовы продавать с премией по доходности к прочим замещающим выпускам.
В 2024 году аналитики не исключают более активного роста числа выпусков в сегменте юаневых облигаций, а также появления облигаций в других дружественных валютах. Этому будет способствовать дальнейшая переориентация участников ВЭД на дружественные страны. «При текущем уровне рублевых доходностей выпуск облигаций в иностранной валюте позволяет существенно сэкономить на процентах. Недостаток таких выпусков — возможное ослабление рубля и, как следствие, рост объема этого долга в пересчете на национальную валюту»,— отмечает Дмитрий Никонов. Он не исключает новых размещений не только в юанях, но и в дирхамах и рупиях. Турецкие лиры вряд ли будут интересны эмитентам из-за высокого уровня ставок. «Замещающие облигации и валютные облигации в юанях необходимо держать в портфеле для хеджирования валютного риска»,— отмечает Дмитрий Грицкевич.