Путешественники выходят на орбиту

Какие перспективы ждут сферу космического туризма

Космические путешествия в 2024 году поставят новые рекорды. Правда, речь идет только об орбитальных полетах с пребыванием на МКС. Axiom Space планирует впервые выпустить двух непрофессиональных астронавтов в открытый космос. Компания организует частные миссии на кораблях SpaceX, один билет стоит примерно $55 млн. А вот для сегмента суборбитальных полетов, которые подразумевают 15-минутное пребывание в ракете на границе с космосом, прогнозы не так оптимистичны.

Фото: David J. Phillip / AP

В декабре основатель Virgin Galactic Ричард Брэнсон заявил, что больше не будет инвестировать деньги в ее развитие. С января компания приостанавливает коммерческие рейсы на 18 месяцев, но разработки продолжаются. Вторая корпорация, которая занимается этим типом космического туризма, Blue Origin, принадлежащая Джеффу Безосу, в 2024 году, наоборот, приступит к запускам после годовой паузы.

У орбитальных полетов больше перспектив для развития, считает член Санкт-Петербургской организации Федерации космонавтики России Александр Хохлов: «На орбиту полеты будут. У компании Axiom Space есть договоренность с NASA о полетах на МКС. Раз в год один профессиональный астронавт этой компании будет возить трех туристов.

В 2024 году планируется экспедиция Polaris Dawn, когда четыре непрофессиональных астронавта полетят на околоземную орбиту. При этом планируется первый в истории выход в открытый космос двух непрофессионалов.

Что касается других игроков рынка, Virgin Galactic не смогла выйти на такую частоту полетов, чтобы окупить разработку своей системы. Скорее всего, в какой-то момент компания все равно закроется. А Blue Origin начнет летать, но пока непонятно, получится ли делать это достаточно часто для того, чтобы окупить расходы. Все силы компании сейчас направлены на очень большие проекты, где есть возможность получить прибыль. Вполне возможно, что к суборбитальным полетам интерес будет потерян.

Есть еще один игрок — SpaceX. Изначально, когда система Starship задумывалась, они озвучили, что будут использовать ее и для суборбитальных полетов. Стартуете из Америки и через полчаса вы в Австралии. Поскольку вместимость Starship достаточно большая, я бы сказал, что в течение 10 лет SpaceX займет монополистическое положение не только по орбитальным запускам, но и по суборбитальному туризму».

Впрочем, аналитики прогнозируют рост мирового рынка космического туризма. Он должен прибавлять по 37% ежегодно и к концу десятилетия достичь объема в $8,5 млрд. Сооснователь United Investors Александр Горный считает, что суборбитальные полеты будут окупаться только при наличии дополнительных полезных миссий: «Компании продают билеты туристам, чтобы те слетали в космос. Главный расход — запустить ракету, чтобы она полетела, приземлилась, и никто не погиб. А главный доход — те деньги, которые туристы платят за билет. Месячная выручка при этом составляет до $2 млн, а тратят они $0,5 млрд в год. Такие расходы невозможно покрыть на одном запуске в месяц. Либо надо в 100 раз увеличить количество полетов, что кажется невозможным, либо как-то ужасно урезать издержки на разработку и офис.

Каждый год совершается примерно 10 туристических полетов. Будут ли люди продолжать летать в 2024 году? Может быть, а может, не будут. В любом случае 10 человек — не очень интересная ситуация в мировом масштабе. Никакого роста здесь не происходит. Джефф Безос летал — главная цель Blue Origin выполнена, Ричард Брэнсон тоже летал. Это такой развлекательный бизнес для людей, которые зарабатывают деньги совершенно другим способом. Что касается России, у нас такие полеты в ближайшие пять-десять лет точно не появятся.

На мой взгляд, такие полеты могут быть побочным продуктом какой-то компании, которая делает в космосе что-то полезное.

Если Илон Маск запускает ракеты с реально полезной нагрузкой и этим окупает разработку, тогда он может предоставить место для туриста. Человеку надо будет платить только за сам полет, а не покрывать расходы компании. Это более разумные деньги, которые не требуют большого потока желающих».

До 2022 года «Роскосмос» в сотрудничестве с американской компанией Space Adventures тоже отправлял туристов на МКС. В основном трансфером ракеты «Союз» пользовались граждане США. Однако сейчас сотрудничество приостановлено, и клиентов у «Роскосмоса» пока нет.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Ульяна Горелова

Вся лента