Когда картель не справляется
Юрий Барсуков о причинах решения Саудовской Аравии снизить цены на нефть
Решение Саудовской Аравии резко снизить цены на свою нефть с поставкой феврале для всех регионов продаж обрушило котировки Brent на 4% в понедельник. Дело даже не в том, что уровень контрактных цен был понижен сразу на $2 за баррель. Ключевой фактор, напугавший рынок, заключается в том, что крупнейший в мире экспортер нефти испытывает проблемы с тем, чтобы продать свое сырье в условиях, когда ключевые члены альянса ОПЕК+ в январе должны были сократить добычу. Иными словами, пока картелю не удается адаптироваться к условиям рынка, а Саудовская Аравия, взяв на себя груз добровольных сокращений добычи, оказывается во все более уязвимом положении, как и другие страны, решившие поддерживать цены путем сокращений, в том числе и Россия. Ведь сокращение добычи окупается только в случае, если цены растут, а в эти зимние месяцы нефть в основном дешевеет, и пока не видно экономических факторов, которые позволили бы изменить это положение вещей.
Далее уместно было бы написать, что никакая картельная политика на рынке нефти не бывает успешной вечно: поддерживая высокие цены, картели сами вскармливают себе соперников и затем вынуждены расправляться с ними в ходе крайне затратных ценовых войн, как это было в 2014–2015 и 2020 годах. Уже сейчас ОПЕК+ страдает не только от внешней конкуренции со стороны американской, канадской и бразильской нефти, но внутренней конкуренции между «добровольно сократившими» Саудовской Аравией и Россией и продолжающим добывать в прежней парадигме Ираном, а в последние месяцы на фоне ослабления санкций — и Венесуэлой. Поскольку надежды на бурный постковидный рост спроса на нефть в Азии становятся все более призрачными, период низких цен — или даже ценовой войны — выглядит все более необходимым для оздоровления рынка, где нефти больше, чем нужно.
Однако сейчас ситуация осложняется тем, что на цены непосредственно влияют риски вполне реальной войны в регионе Персидского залива. Поскольку масштабы эскалации крайне сложно предвидеть, трейдеры мечутся между рациональными доводами о том, что на таком рынке глупо покупать дороже $70 за баррель, и страхами, что в случае даже кратковременного перекрытия Ормузского пролива грузы нельзя будет достать и по $120 за баррель. Это искусственно поддерживает цены на нефть, не влияя, однако, на масштабы предложения, поскольку добычная или транспортная инфраструктура еще не пострадала. В результате создается потенциально опасная для участников ОПЕК+ ситуация, в которой внезапное исчезновение военных рисков может спровоцировать обвал котировок, что, в свою очередь, станет триггером для новых болезненных споров внутри картеля о том, как на это реагировать.