Картошка по-эфиопски
Гонка вооружений между США и СССР не обошла стороной сельское хозяйство
Сорок лет назад в городе Амбо (Эфиопия) начала работу лаборатория Международного научного центра по фитопатологии. Созданный на основе межправительственного соглашения между сельскохозяйственным отделом ЦК КПСС СССР и правительством Эфиопии, этот центр способствовал разработке научных программ в области фитопатологии и защиты растений и подготовки научных национальных кадров для Центральной Африки.
Научная фитопатологическая лаборатория объединила 20 советских экспертов из ведущих советских профильных научно-исследовательских институтов. Ее научным руководителем партия назначила заместителя директора НИИ картофельного хозяйства Бориса Васильевича Анисимова. Это была очень современная лаборатория, оснащенная по последнему слову техники приборами советского и восточноевропейского производства, где отечественные ученые могли и продемонстрировать высокий уровень научных достижений, и выполнить поставленные перед ними задачи.
Главной задачей лаборатории было создание новых методов борьбы с вредоносными насекомыми и микроорганизмами, способными уничтожить урожай. Процесс был специфическим: научные работники формировали специальные коллекционные питомники, где проводили иммунологическую оценку сотен тысяч сортообразцов. Их в рамках соглашений о сотрудничестве с известными исследовательскими международными центрами по различным группам сельхозкультур они получали из разных стран.
Подобный десант был не первым в истории советской науки: крепкие связи заключались с научными институтами по всему миру. Среди прочих, советское научное сообщество пользовалось поддержкой Международного центра по картофелю (CIP, Перу), сортообразцы также поступали от селекционного Центра по пшенице и кукурузе (CIMIT, Мексика), по зернобобовым от ИКАРДО (Сирия) и еще от Центра генетических ресурсов растений ФРГ.
«Главной для нас была работа, связанная с выделением чистых культур патогенов и изучением расового состава эндемичных природных популяций фитофтороза картофеля, которые формировались в сезон дождей в субтропических условиях при огромном разнообразии пасленовых культур и их диких сородичей, веками произрастающих в огромном количестве на территории страны»,— говорит экс-руководитель эфиопской фитопатологической лаборатории, а ныне советник по развитию научных и образовательных программ — руководитель образовательного центра «Федеральный исследовательский центр картофеля им. А. Г. Лорха» Борис Анисимов.
Семейство пасленовых весьма разнообразно по своему составу, в который входят и известные сельскохозяйственные съедобные культуры — например, баклажан, томат, болгарский перец и, конечно, картофель. В каждой из этих культур содержатся ядовитые вещества, которыми можно отравиться. В ягодах картофеля, остающихся после цветения ботвы, и в корнеплодах содержится соланин, ядовитый гликоалкалоид, который, накапливаясь в организме, раздражает внутренние органы, в частности кишечник, и угнетает центральную нервную систему. К тому же в пасленовых содержатся белки профилины, которые могут вызвать аллергическую реакцию.
Вообще-то город Амбо (Агэрэ-Хыйуот), расположенный в центральной части Эфиопии, в регионе Оромия к западу от Аддис-Абебы, на высоте 2125 м над уровнем моря, считается в Эфиопии курортным. Но климат здесь характеризуется сильными ветрами, высокими температурами и влажностью и предполагает появление фитофтороза у клубней картофеля, грибкового поражения, которое сопровождается бурыми расплывчатыми пятнами со светло-зеленой каймой на листьях и с темно-коричневыми на клубнях, и эти пятна за несколько часов превращаются в углубления, что приводит клубень в негодность.
Российские ученые проводили многонедельные научные опыты на полях в окрестностях Амбо, оценивали сорта и клоны картофеля на сопротивляемость фитофторозу, испытывали фунгициды, химические и биологические препараты, применяемые в борьбе и профилактике грибковых и бактериальных поражений растений. Плюс к этому ученые испытывали семена новых сортов картофеля в землях Эфиопии с последующей оценкой потерь в результате фитофтороза.
За несколько лет работы лаборатории советские ученые выявили в растущем в разное время в Эфиопии картофеле несколько бактерий, вызывающих характерные болезни этой культуры. В частности, им удалось определить степень вреда от бактерии Synchytrium. Из-за ее жизнедеятельности на пораженных клубнях возникала так называемая бородавчатая болезнь картофеля. Клубень появлялся, а через несколько дней на нем начинали укрепляться грубые бородавчатые выросты — как сферические, так и губчатые и мягкие. Другие бактерии запускали ускоренные процессы гниения клубня так, что он умирал, не успевая дозреть. И это лишь единичные примеры научных разработок.
Вторым научным направлением деятельности лаборатории были разработки по изучению в условиях Центральной Африки ржавчинных болезней зерновых культур — бактериозов, септориоза и фитопатогенных вирусов. Ржавчинная болезнь — это тоже грибковое заболевание, поражающее культурные и дикорастущие растения, сопровождающееся новыми образованиями, больше известными как «подушечки», или пустулы. Самая благоприятная среда для появления ржавчины злаков — повышенная влажность. Ржавчинные грибы, развиваясь на всех видах злаковых, поражают их, а если не заметить поражение вовремя, то они способны уничтожить сотни гектаров урожая.
Причиной ржавчины пшеницы является базидиальный грибок Puccinia recondita, проявляющийся в виде желтых, черных и коричневых мелких пузырей на листьях и стеблях растения. Вначале они не видны, но, достигнув нужной степени развития, они лопаются и выбрасывают желтый или оранжевый порошок — споры, которые разносятся с порывами ветра на другие растения. В процессе научных разработок советские ученые привлекали к работе африканских коллег. Научные опыты стоили дорого, финансировали их не только из советского бюджета, но и из бюджета Эфиопии, которая тоже была заинтересована в результате.
Нередко с визитом в учебные классы приходили представители правительства Эфиопии. Например, в июле 1983 года научную фитопатологическую лабораторию посетил и «черный Сталин», как в эфиопском народе за глаза называли президента Эфиопии Менгисту Хайле Мариам. Вождь лично убедился, что наряду с работой на опытных картофельных плантациях были созданы учебные классы, в которых ученые Эфиопии обучаются самым современным методам селекции у их советских коллег под руководством Бориса Анисимова.
Во время учебных часов эфиопским стажерам преподавали теорию, в лабораториях вели опыты с помощью единственного на тот момент в Центральной Африке электронного микроскопа, поставленного за счет СССР. За годы работы советские ученые обучили более тридцати эфиопских коллег тонкостям селекции пасленовых. Они работали на полях, сажали картофель, окучивали, убирали лишнюю траву и подкармливали его удобрениями, убирали урожай и перебирали его, изымая гнилой картофель, который затем снова теоретически изучали в лабораториях.
Однако не стоит думать, что этим деятельность лаборатории ограничивалась. Научная работа советских селекционеров частично была засекреченной, и каждый из них давал письменные обязательства в первых отделах своих институтов о неразглашении деталей. Ведь цель их работы в Африке лежала и в политической плоскости тоже: нужно было постигать тонкости создания новых противоядий для борьбы с вредительством в сельском хозяйстве, говорят источники «Ъ-Науки» в федеральном Министерстве сельского хозяйства.
«США тоже вкладывали в разработки в агросфере миллионы долларов. Подобная советской, в Кении работала аналогичная лаборатория, созданная на деньги американского бюджета. Начавшаяся после Второй мировой войны гонка вооружений и достижений в разных сферах экономики не обошла и сельское хозяйство. Но тогда это был еще и стимул к развитию международных связей и научного потенциала, одним из продуктов которого было появление новых противоядий вредительству в сельском хозяйстве»,— заключает источник.