Московские СИЗО стали свободнее
ФСИН отчиталась о снижении числа содержащихся в столичных изоляторах
Переполненность московских СИЗО в течение прошлого года удалось снизить почти в четыре раза, приведя число содержащихся в этих местах граждан практически к нормативным показателям. Это следует из ответа ФСИН РФ на запрос “Ъ”. В ведомстве пояснили, что улучшить ситуацию удалось благодаря переводу арестантов в учреждения других регионов. Представители пенитенциарной системы также дали понять, что взаимодействуют «с Верховным судом РФ, Следственным комитетом РФ и Министерством внутренних дел РФ по вопросам сокращения сроков содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей». Правозащитники утверждают, что перевод арестантов из столичных в региональные СИЗО мог привести к нарушению их прав, а работа по сокращению срока арестов почти незаметна.
ФСИН РФ в ответ на запрос “Ъ” сообщила, что в минувшем году ведомству удалось значительно снизить перелимит столичных СИЗО. Перелимит — превышение нормативного числа содержащихся в изоляторах. Если в конце 2022 года норматив был превышен на 22%, то к концу минувшего года переполненность оценивалась лишь в 6%. Эти данные первой обнародовала уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева.
Данных о вместимости СИЗО Москвы ФСИН в ответе “Ъ” не привела. Правозащитница Ева Меркачева (входила в состав столичной ОНК до осени 2022 года, регулярно посещала пенитенциарные учреждения с проверками) рассказала, ссылаясь на пенитенциарную службу, что столичные изоляторы рассчитаны на содержание 9 тыс. человек, а реальное число арестантов в 2022 году превышало 11 тыс. человек. «Люди спят на полу. Полно больных, инвалидов, которые спят вповалку,— жаловалась госпожа Меркачева.— Вся система из-за перелимита рушится: цензоры не успевают читать письма, сотрудники не успевают забирать посылки с почты, разносить передачи по камерам, выводить в баню и на прогулки». Госпожа Потяева же объяснила коллапс с переполненностью СИЗО в 2022 году тем, что суды все реже избирают в качестве меры пресечения домашний арест.
В пресс-службе ФСИН “Ъ” рассказали, что сократить число содержащихся в СИЗО Москвы лиц удалось благодаря переводу граждан в изоляторы в других регионах.
Так, с начала 2023 года из СИЗО Москвы перераспределено более 6 тыс. человек: «По согласованию с судами осуществляется перевод осужденных, числящихся за судами апелляционной инстанции, а также лиц, уголовные дела которых рассмотрены в суде первой инстанции, ожидающих поступления распоряжения о вступлении приговора суда в законную силу, из СИЗО Москвы в распоряжение других территориальных органов ФСИН России, в которых имеются условия для их размещения». Решение о переводе граждан в изоляторы в другом регионе, согласно действующему законодательству, может принять суд или орган предварительного следствия; ограничений по основаниям для перевода не установлено. На судебных заседаниях такие граждане присутствуют по видео-конференц-связи.
В ведомстве признали, что полностью разрешить проблему переполненности в столичных следственных изоляторах не удалось «в силу объективных причин»: «Это связано в том числе как с большой плотностью населения, так и со складывающейся судебной практикой по избранию в качестве меры пресечения заключения под стражу и длительностью нахождения подозреваемых, обвиняемых в СИЗО». В связи с этим, утверждают во ФСИН, представители ведомства начали «взаимодействие с Верховным судом РФ, Следственным комитетом РФ и Министерством внутренних дел РФ по вопросам сокращения сроков содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей». В службе отметили эффективность такой практики и сообщили, что к концу 2023 года численность лиц, содержащихся в российских СИЗО и ПФРСИ (помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора), сократилась более чем на 5 тыс. человек. Сейчас эти учреждения заполнены на 83%, тогда как в августе 2022 года СИЗО были заполнены на 97%.
Ева Меркачева подтвердила, что число арестантов в изоляторах Москвы снизилось. Однако, говорит она, в результате перераспределения граждан из столичных в региональные СИЗО могли быть нарушены их права, а условия содержания ухудшились.
«Их этапировали — в том числе больных, прервав лечение,— в место, где не живут их родные, адвокаты,— подчеркнула правозащитница.— Тем самым лишили передач, свиданий, юридической помощи — адвокату надо доплачивать за командировки, да и не каждый поедет. Они лишаются возможности присутствовать лично на апелляции».
Член ОНК Москвы, гендиректор Центра содействия развитию пенитенциарной системы Сергей Аристов также указывает, что многие перемещенные из столичных в региональные СИЗО лишаются возможности частых встреч с защитником. Работа же по сокращению продолжительности пребывания в СИЗО, по словам господина Аристова, пока незаметна. Он настаивает, что решить вопрос переполненности следственных изоляторов можно лишь при помощи расширения практики применения альтернативных мер пресечения: «Нет никакого смысла держать фигурантов дел по статьям о ненасильственных преступлениях в СИЗО».
Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева рассказала “Ъ”, что еще в 2022 году она обсуждала расширение практики применения судами альтернативных мер пресечения с председателем Мосгорсуда. «Принимаемые меры имели успех, но не привели к желаемому результату, поэтому работа в этом направлении нами продолжена»,— пояснила госпожа Потяева.
“Ъ” запросил у Мосгорсуда информацию о результатах встречи с уполномоченным, но ответа пока не получил.