Над Евросоюзом нависла тень Виктора Орбана
В Брюсселе испугались, что место главы Евросовета достанется премьеру Венгрии
Евросоюз вновь охватила нервотрепка, связанная с главным enfant terrible объединения — венгерским премьером Виктором Орбаном. Но виноват в ней совсем не он, а глава Европейского совета Шарль Мишель. Тот решил принять участие в июньских выборах в Европарламент, из-за чего ему придется уйти с занимаемой должности на несколько месяцев раньше положенного срока. В этом случае его обязанности могут перейти к господину Орбану, поскольку с 1 июля именно Венгрия становится страной—председателем ЕС.
Бельгийская многоходовка
Официально о своем намерении баллотироваться на выборах в Европейский парламент (ЕП), которые пройдут в начале июня, глава Евросовета Шарль Мишель объявил 7 января. «Если меня изберут, я займу свое место (в Европарламенте.— “Ъ”). Европейский совет может назвать преемника к концу июня — началу июля»,— чуть ли не буднично заметил он.
Мотивы такого решения сам господин Мишель не пояснил. Но пресса все объяснила за него. Будучи основным кандидатом от бельгийской либеральной партии «Реформистское движение», которая стабильно получала несколько мест на выборах в ЕП, Шарль Мишель почти гарантированно пройдет в главный законодательный орган ЕС. И, как уверены многие, это позволит ему выдвинуть свою кандидатуру в новые председатели Европейской комиссии от либеральной фракции ЕП Renew Europe.
Представители бельгийского политика такие планы не подтвердили, но и не опровергли и будто бы вскользь заметили, что экс-премьер Бельгии (Шарль Мишель занимал этот пост с 2014 по 2019 год) был бы самым видным и опытным кандидатом от Renew.
Так или иначе, но грядущий уход Шарля Мишеля с поста главы Евросовета спутал карты всему политическому истеблишменту ЕС.
Как заявил изданию Politico лидер крупнейшей в ЕП фракции — Европейской народной партии — Манфред Вебер, Шарль Мишель должен был сыграть ключевую роль с точки зрения сохранения преемственности во время «перехода между двумя мандатами» Европарламента и Еврокомиссии в июле, поскольку «переговоры о будущем руководстве и рабочей программе институтов ЕС имеют решающее значение в эти недели». Собственно, потому срок полномочий главы Евросовета истекает только в ноябре — на несколько месяцев позднее, чем у глав всех других институтов Евросоюза.
Теперь же лидерам ЕС придется в спешном порядке определяться не только с преемником господина Мишеля, но и с тем, кто станет новыми главой Еврокомиссии и верховным представителем ЕС по внешней политике, поскольку все три ключевые должности обычно согласовываются в рамках пакетной сделки.
Такая ситуация, к слову, вынуждает загодя открыть карты и нынешнюю главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен.
Европейские эксперты давно приписывали ей амбиции пойти на второй срок, ожидая от нее соответствующего заявления еще на итоговом декабрьском саммите ЕС. Однако госпожа фон дер Ляйен предпочла сохранить интригу относительно своих карьерных планов. Решение же господина Мишеля, который, если слухи верны, намерен вскоре составить ей конкуренцию, не оставляет ей возможности и дальше затягивать с декларацией намерений.
В ожидании Орбана
Но главное, чем поступок Шарля Мишеля взбудоражил европейских лидеров,— это возможной перспективой того, что править бал во всем ЕС вместо него будет Виктор Орбан. 1 июля председательство в Евросоюзе переходит на полгода к Венгрии, и если до того лидеры не смогут утвердить нового главу Евросовета, то фактический контроль над этим институтом в такой ответственный период перейдет именно в руки главы венгерского правительства.
По иронии, одними из главных задач главы Евросовета являются поиск компромиссов и посредничество между лидерами отдельных стран при принятии общих решений. А Виктор Орбан, напротив, прославился нежеланием идти на компромиссы, как бы сильно на него сообща ни давили. Все последние годы он весьма успешно выступал в роли возмутителя спокойствия, заявляя о вреде антироссийских санкций для самой же Европы и последовательно противясь выделению европейской военной помощи Украине. И хотя на последнем саммите ЕС в прошлом месяце господин Орбан так и не воспользовался правом вето, чтобы заблокировать решение о начале переговоров по членству Киева в ЕС, он все-таки торпедировал масштабный пакет по финансированию Украины, заодно дав понять, что у Будапешта еще есть десятки возможностей заблокировать и будущее украинское членство в блоке.
На таком фоне неудивительно, что решение Шарля Мишеля, чреватое временным переходом контроля над главным органом принятия решения внутри ЕС в руки господина Орбана, многих в Брюсселе, мягко говоря, всполошило.
Впрочем, нашлись и те, кто предпочел не драматизировать ситуацию. Призвал к этому и сам инициатор шумихи. «Имеется много инструментов при наличии политической воли избежать Виктора Орбана»,— заметил господин Мишель в минувшее воскресенье, отметив, что до середины июля, когда ему предстоит вступить в должность евродепутата, у европейских лидеров будет достаточно времени определиться с достойной заменой. К слову, по данным Financial Times, некоторые претенденты уже появились. Среди них — экс-премьер Италии Марио Драги, занимавший также должность президента Европейского центрального банка.
Вместе с тем некоторые предполагают, что Виктор Орбан, со своей стороны, не упустит редкий шанс «порулить» и не будет спокойно взирать на процесс выборов нового главы Евросовета со стороны. «Орбан очень умен. Он может вести игру. Он может заблокировать хорошего кандидата или консенсусного кандидата, чтобы никого не назначать, или сделать так, что его будет трудно назначить. Или же будет предложен компромиссный кандидат, который окажется слабее. Орбан не хочет иметь сильные институты ЕС. Поэтому он, скорее всего, сорвет любые разумные назначения»,— поделилась с журналом Newsweek тревожными ожиданиями британский эксперт Катарина Волчук.
Впрочем, здесь тоже не обошлось без некоторого сгущения красок. Ведь если вопросы, связанные с внешней политикой и обороной, должны приниматься странами ЕС единогласно, то для избрания главы Европейского совета достаточно квалифицированного большинства. Так что возможные палки в колеса со стороны одного Будапешта вряд ли в действительности приведут к тому, что с 1 июля венгерский премьер окажется чуть ли не полновластным хозяином всего Евросоюза.