Мэрия морального воздействия

Администрация Нижнего Новгорода придумала, как вырастить патриотов

В Нижнем Новгороде разработали концепцию духовно-нравственного воспитания и гражданско-патриотического образования молодежи. В течение пяти лет чиновники намерены охватить все городские учреждения образования мероприятиями патриотического толка, в том числе с участием церкви. В мэрии считают, что поколению Z, выросшему на цифровой культуре, необходимо привить любовь к Родине, уважение к ее законам и традициям и преданность Отечеству. Эксперты полагают, что подобные методики необходимы, скорее, молодым педагогам, выросшим без идеологических основ в школах, а детей необходимо заинтересовывать, а не давать готовые ответы.

Детей Нижнего Новгорода будут учить патриотизму на уроках, в секциях и церкви

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Администрация Нижнего Новгорода приняла концепцию духовно-нравственного воспитания и гражданско-патриотического образования на 2024–2029 годы. Ее цель — создать единое образовательное пространство Нижнего Новгорода, в котором будут сформированы «психолого-педагогические, социальные и финансовые условия для формирования гражданина и патриота России». Задача нижегородских чиновников — сохранить и укрепить традиционные духовно-нравственные ценности и пресечь распространение деструктивной идеологии.

В мэрии уверены, что юные нижегородцы недостаточно позитивно относятся к духовным ценностям — им мешают молодежные субкультуры, соцсети, СМИ и компьютерные игры, которые стали настоящими «вызовами для общества». Поэтому необходимо наладить диалог между различными субъектами образовательного пространства — школами, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, органами власти, общественными объединениями, семьями. Активная всесторонняя работа должна укрепить семейные ценности, повысить статус института брака, привить уважение к старшему поколению и способствовать «осознанному родительству». Кроме того, в единую систему традиционных российских духовно-нравственных ценностей необходимо интегрировать и мигрантов.

В мэрии также считают, что к образовательному процессу для воспитания патриотически настроенной молодежи необходимо подключать традиционные российские религиозные конфессии, в частности Русскую православную церковь.

У концепции есть целевые показатели. В первую очередь патриотические, духовно-нравственные и военно-спортивные мероприятия, в том числе с участием церкви, должны охватить все образовательные учреждения Нижнего Новгорода, следует из документа. В таких мероприятиях предписано принимать участие не менее 25% городских педагогов. По плану мэрии нормы ГТО должны будут сдавать 60% учеников, а 90% школьников следует участвовать в мероприятиях Центра военно-патриотического воспитания Нижнего Новгорода. Еще четверть учреждений культуры и спорта должны посещать мероприятия гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности РПЦ.

При этом, отмечают в мэрии, следует учитывать становление нового поколения Z -– «первого цифрового поколения детей и молодежи, которое, по мнению ученых, прошло социализацию в условиях широкого распространения цифровых технологий в сфере общественной жизни». У них сформирована клиповая культура, они перегружены информацией и стремятся выполнить сразу несколько дел, а цифровые технологии рассматривают как процесс социализации.

Кроме того, современной молодежи предложат профориентацию и систему трудового воспитания в разных возрастах с выбором будущей профессии.

«Данные программы должны опираться на базовые национальные ценности российского народа, семьи, опыта старшего поколения, традиций православной культуры, а также опыта и традиций других российских народов и традиционных конфессий», — отмечается в документе.

Для реализации своей концепции мэрия считает необходимым развивать передовой педагогический опыт, разработать методические рекомендации для школ и новые обучающие программы, сформировать институт профессиональных наставников и специалистов в области патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Директор частной школы имени Ломоносова Галина Клочкова полагает, что концепция, скорее, ориентирована на учителей.

«В школы пришло поколение учителей, которое само формировалось в школьные годы без серьезной идеологической основы. Средний возраст учителей сегодня выше сорока лет. Молодые педагоги обычно получают дополнительную нагрузку и становятся советниками по воспитанию. Но у них этого опыта нет вообще в отличие от тех, кто родился и вырос в Советском Союзе. В этой ситуации учителя в первую очередь должны сами задаваться вопросами о родной истории и культуре и формировать их у учащихся», — рассуждает госпожа Клочкова.

Директор школы полагает, что детям нужны мероприятия, которые им интересны и в процессе создания которых они сами могут участвовать.

Роман Рыскаль

Вся лента