Угонщики ударили по тормозам
Похищать машины в России стали реже благодаря камерам и закрытым границам
Количество краж и угонов транспортных средств в 2023 году резко снизилось, следует из статистики МВД, предоставленной “Ъ”. Страховщики подтверждают позитивный тренд, объясняя его главным образом геополитической ситуацией: рынки сбыта Украины и Прибалтики, куда чаще всего вывозили украденные авто, оказались с весны 2022 года перекрыты. Эксперты отмечают, что популярность у угонщиков набирают китайские авто, но лидерами все же остаются отечественные и корейские марки. Звучат и предположения, что спад может смениться новым всплеском волны угонов — машины, не исключают собеседники “Ъ”, будут похищать с целью разобрать и продать на запчасти.
МВД РФ (данные предоставлены по запросу “Ъ”) в январе—ноябре 2023 года зарегистрировало 6,58 тыс. краж транспортных средств (ст. 158 УК «Кража») — на 22,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольшее число подобных преступлений совершено в Московской, Ленинградской, Свердловской, Челябинской, Новосибирской областях, Санкт-Петербурге, Краснодарском, Красноярском, Приморском краях. Кроме того, с января по ноябрь зарегистрировано 11,6 тыс. угонов транспортных средств (ст. 166 УК «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения») — на 8,4% меньше, чем годом ранее.
Отвечая на запрос “Ъ”, в МВД подчеркнули: общее количество хищений транспортных средств сокращается на территории РФ уже несколько лет.
Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) подтверждают тенденцию. Отметим, страховщики располагают статистикой только в отношении застрахованных по каско транспортных средств. Так, по данным ВСС, если в 2020 году было угнано 2,4 тыс. автомобилей, в 2021-м — 1,53 тыс., в 2022-м — 942, то за неполный 2023 год (информация на 20 декабря) — 596. Основной причиной снижения масштабов преступлений вице-президент ВСС Сергей Ефремов считает изменение геополитической обстановки. Дело в том, что украденные авто чаще всего вывозили для продажи на Украину и в страны Прибалтики. Однако после начала СВО границы с этими государствами оказались перекрыты. Господин Ефремов указывает также на увеличение числа камер наблюдения. В 2022 году, напомним, МВД запустило в эксплуатацию систему «Паутина», которая позволяет в том числе отслеживать находящиеся в розыске авто при передвижении их внутри и между регионами в режиме реального времени.
По данным ВСС, чаще всего в 2023 году угоняли автомобили отечественных марок (в основном Lada), а также Hyundai и Kia. Что касается моделей, то самыми популярными у злоумышленников стали Hyundai Santa Fe, Lada Granta, Kia Rio, Toyota Camry, Mitsubishi Outlander, Toyota RAV4, Kia Sorento, Kia Sportage, Hyundai Solaris, а также ВАЗ-2121 «Нива». Меньше всего угоняют машины таких брендов, как Land Rover и Мazda.
В «Ингосстрахе» “Ъ” сообщили, что количество угонов в портфеле компании за год сократилось вдвое.
«Причин может быть несколько,— поясняет директор дирекции розничного бизнеса компании Виталий Княгиничев.— Это и совершенствование работы МВД, и улучшение противоугонных систем, и сложности пересечения границ, ведь большая часть угнанных транспортных средств вывозилась за пределы РФ».
В «Абсолют страховании» фиксируют пятикратное снижение числа угонов. «Из-за большого количества камер наружного наблюдения количество желающих угонять транспортные средства сокращается»,— видит главную причину руководитель отдела урегулирования убытков по автострахованию компании Александр Сысуев. Он отмечает, что, по данным компании, чаще всего машины угоняли с придомовых парковок, кроме того, в 35% случаев страхователями угнанных транспортных средств являются лизинговые компании.
Старший управляющий продуктом по автострахованию «РЕСО-Гарантии» Павел Яковлев среди возможных причин тренда также называет усиленный контроль на госгранице и общее снижение интереса к этому «бизнесу» из-за возможных проблем с реализацией угнанных машин.
«По итогам года мы также видим, что угонщиков стали интересовать китайские легковые автомобили, особенно активно — к концу года,— сказал “Ъ” Сергей Ефремов.— На рынке сейчас представлены достаточно дорогие авто из Китая с интересным дизайном. Часть китайских машин, возможно, уже угоняют на запчасти». «Не исключаем, что из-за массового завоза транспортных средств по параллельному импорту и в целом массовой продажи новых моделей для нашего рынка возникнет волна угонов под запчасти»,— добавляет Павел Яковлев. Впрочем, Виталий Княгиничев тренда по увеличению популярности угонов китайских авто пока не видит.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин напоминает о том, что обсуждается инициатива Российского союза автостраховщиков по использованию б/у запчастей при ремонте в рамках ОСАГО. Если она будет поддержана и принята, Россия станет «одним из мировых лидеров по количеству угонов, а ремонт по ОСАГО станет формой легализации угнанных машин», предупреждает господин Шапарин. «Если же сохранится нынешняя ситуация, то будем надеяться на дальнейшее снижение количества угоняемых авто»,— уверен эксперт.