«Есть страны, которые не хотят полностью зависеть от технологических монополистов»
Владимир Степанов, президент ГК «Аквариус»
О перспективах и проблемах экспорта российских IT-продуктов “Ъ” рассказал президент «Аквариуса» Владимир Степанов.
— Как вы оцениваете текущую ситуацию с экспортом российских программно-аппаратных комплексов (ПАК)? В каких регионах они могут быть востребованы и почему?
— У российских решений есть потенциал экспорта в страны БРИКС и ЕАЭС, так как эти регионы заинтересованы в строительстве своего цифрового пространства за счет разумного балансирования технологий из различных политико-технологических контуров.
Дело в том, что на глобальном рынке есть страны, которые не хотят полностью зависеть от технологических монополистов. Они выбирают матричные стратегии работы с технологическими компаниями из ряда регионов. Мы видим у таких стран запрос на ПАК для цифровой трансформации электронного правительства, обеспечения надежности функционирования критической информационной инфраструктуры в финансовом секторе и обрабатывающей промышленности, а также развития электронной торговли. Ряд из этих регионов также хорошо экономически интегрирован с РФ, что упрощает многие аспекты сотрудничества.
— В прошлом году «Аквариус» начал экспорт своих ПАК в Мьянму. Под какие задачи планируется поставлять электронику и какие еще решения для экспорта видите перспективными?
— Высокий интерес для заказчиков в Мьянме представляют наши решения в области информационной безопасности, которые позволяют учитывать локальную нормативную базу, настраивать различные уровни доступа к данным и защищать государственные информационные системы от потенциальных угроз.
Второе направление — это обновление существующей концепции телекоммуникационных решений и развертывание более мощной IT-инфраструктуры для различных ЦОД.
— В 2023 году чиновники много говорили о запуске механизмов экспортной поддержки — например, институте цифровых атташе. Работают ли эти механизмы на деле и как они могут быть улучшены?
— Как любая новая инициатива, понятная и полезная на уровне идеи, на деле она может оказаться не так уж высоко оценена. У нашей компании пока не было опыта работы с зарубежными рынками через цифровых атташе, этот институт только зарождается.
Зачастую при выходе на новый рынок приходится двигаться по длинной цепочке опосредованных контактов для достижения цели. Это затраты и временные, и финансовые. Если же будет создана служба одного окна, которая будет связывать спрос и предложение в области информационных технологий на международном уровне, безусловно, это будет эффективно.
— Как сейчас экспортные партнеры смотрят на санкции, введенные в отношении российских предприятий? Мешают ли они IT-экспорту?
— Санкции влияют на бизнес, хоть и не в таком масштабе, как ожидалось теми, кто их вводил. В первую очередь это сложности с экспортными оплатами и санкционные риски для зарубежных контрагентов. Но при детальном изучении темы можно найти юридические решения для нивелирования таких рисков.