Ритейлеры подобрались к дому

Будет ли формат небольших магазинов выгоден для крупных игроков рынка

Крупные ритейлеры осваивают формат магазинов у дома. В Москве заработала первая точка новой сети «Около». Ее по франшизе будет развивать X5 Retail Group. Первым партнером стал индивидуальный предприниматель. В ассортименте нового магазина продукты, алкоголь и бытовая химия. Часть товаров продается в больших упаковках по акции «оптом дешевле». Также есть зона продажи горячего кофе и выпечки.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Насколько перспективен такой формат? И с кем придется конкурировать? Председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов отметил, что в этой нише пока не так много крупных игроков: «Есть определенные ограничения для расширения самого Х5, которые предусмотрены антимонопольным законодательством. Партнерское развитие позволяет их обойти и в какой-то мере расширяться.

Основными конкурентами в данном случае будут магазины noname, которые до сих пор существуют, "Продукты", "24 часа" и тому подобные. Эта ниша еще не заполнена большими системными игроками, обладающими рыночной силой, которая будет влиять на закупочные цены для таких форматов торговли. Будут определенные эксперименты, в том числе по подбору ассортиментной матрицы и ценовых параметров.

Один из последних проектов X5 — магазины "Чижик". Они год тестировались и специально открывались рядом с конкурентами и со своими же магазинами дверь в дверь. Просто изучали востребованность того или иного товара».

По мнению собеседников “Ъ FM”, конкурентами сети «Около» помимо независимых магазинов будут также «Вкусвилл» и «Красное и белое». Главный вопрос, сможет ли ритейлер обеспечить конкурентные цены, ведь сделать это непросто, полагает глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров:

«Востребованность формата convenience store растет. Для покупателя, кроме цены, важным фактором являются временные затраты. Магазин рядом с домом и работой с востребованным ассортиментом высокооборачиваемых товаров может быть очень эффективным.

Потенциал понятен. Основной момент, насколько конкурентоспособным окажется продукт для франчайзинговых партнеров — "Вкусвилла", "Красного и белого" и малых форматов, работающих 24 часа. Последние, к сожалению, не всегда прозрачны по налогам и за счет этого могут получать некие дополнительные преимущества в конкуренции с добросовестными игроками».

X5 Retail Group сейчас управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик». Чистая прибыль компании в третьем квартале 2023 года выросла на 85% и достигла почти 30 млрд руб.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елена Иванова

Вся лента