Весело-заводно

ОДК может расширить строительство нового производства в ОЭЗ «Пермь»

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» рассматривает возможность строительства второй очереди нового завода на территории ОЭЗ «Пермь». В данный момент дочернее общество компании «ОДК — Пермские моторы» и краевые власти договорились о строительстве нового корпуса на площадке 10 га, сумма инвестиций составит 16,6 млрд руб. По данным собеседников «Ъ-Прикамье», если решение о возведении второй очереди будет принято, то общий объем инвестиций может составить от 87 до 140 млрд руб. При этом ОДК решила не создавать для реализации проекта отдельное юрлицо, что может лишить некоторых льгот, преду­смотренных для резидента ОЭЗ. Собеседники в промышленных кругах и эксперты отмечают, что сейчас для пермского предприятия главное — решить вопрос с наращиванием объема продукции, который к 2027 году должен вырасти почти в три раза.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

О возможности строительства второй очереди нового двигателестроительного производства на территории ОЭЗ «Пермь», расположенной в Пермском муниципальном округе, «Ъ-Прикамье» рассказали знакомые с ситуацией источники. Сейчас АО «ОДК — Пермские моторы» реализует проект по строительству на территории ОЭЗ нового корпуса площадью 10 га. Ввод в эксплуатацию нового производства планируется в 2027 году, заявленный объем инвестиций — 16,6 млрд руб. Соответствующая заявка на получение статуса резидента ОЭЗ была одобрена летом прошлого года.

Генеральный директор АО «Управляющая компания „ОЭЗ Пермь“» Илья Шулькин пояснил «Ъ-Прикамье», что по поводу строительства второй очереди «ведется диалог». «В любом случае говорить о каких-то конкретных договоренностях можно будет лишь после того, как ОДК подаст заявку, которая будет одобрена»,— уточнил господин Шулькин. Финансовые параметры возможного проекта он не сообщил.

«ОДК — Пермские моторы» производит двигатели для гражданской авиации, а также промышленные газотурбинные установки для электростанций и транспортировки газа. В производственной линейке предприятия — двигатели семейства ПС-90А, завод также осваивает серийное изготовление ПД-14 для среднемагистрального самолета МС-21. Кроме того, «ОДК-ПМ» будет изготавливать газогенератор для двигателя ПД-8, которым планируется оснащать импортозамещенную версию самолета «Сухой Суперджет». Сейчас единственная производственная площадка завода находится в Свердловском районе Перми. К 2027 году предприятие должно увеличить объем производства почти в три раза.

Собеседник «Ъ-Прикамье» в авиапромышленной отрасли говорит, что общая стоимость первой и второй очередей «под ключ» с учетом оборудования может составить от 87 до 140 млрд руб. Он напоминает, что летом была одобрена уточненная заявка «ОДК — Пермские моторы». «Изначально проект был более масштабным, производство должно было занять 32 га территории ОЭЗ, но затем ситуация изменилась. Полагаю, что сейчас идет разговор о возвращении его к первоначальным параметрам»,— пояснил источник. Другой собеседник говорит, что изначально авиапромышленники якобы не согласовали необходимое финансирование, а «сейчас этот вопрос решается на уровне правительства». Илья Шулькин уточнил, что под проект ОДК изначально было зарезервировано 32 га. «В этом отношении ничего не изменилось, эту землю мы при необходимости готовы предоставить»,— отметил он.

Раньше представители управляющей компании ОЭЗ «Пермь» отмечали, что АО «ОДК — Пермские моторы» не зарегистрировало для реализации проекта отдельное юрлицо на территории Пермского муниципального округа, а лишь создало обособленное подразделение. Это решение может помешать компании пользоваться всеми льготами, которые дает статус резидента особой экономической зоны.

С представителями АО «ОДК — Пермские моторы» связаться не удалось.

«Скорее всего, отдельную компанию решили не регистрировать, поскольку деньги из бюджета выделяются ОДК, а потом распределяются „Пермским моторам“ под конкретные сметы. Перекидывать их на другую „дочку“ будет затруднительно с точки зрения корпоративной отчетности и финансовой дисциплины,— считает один из знакомых с ситуацией пермских промышленников.— Кроме того, чтобы производить комплектующие для авиадвигателей, новое юрлицо должно получить множество лицензий и сертификатов, а это может занять годы».

Виктор Кобелев, возглавлявший ОАО «Пермские моторы» в 1998–2001 годах, отмечает, что при принятии решения о строительстве нового производства будет учитываться целый ряд моментов, в том числе технологических и логистических. «Размещать в Пермском районе производство, которое технологически требует постоянной связи с площадкой в Свердловском районе, смысла нет, поскольку логистика будет складываться из его эффективности,— убежден эксперт.— А если это будет условно автономное производство, то оно может работать и в отдалении». Господин Кобелев говорит, что оформление необходимой разрешительной документации действительно может растянуться на довольно продолжительное время. «Конечно, если есть определенный ресурс, то все можно сделать относительно быстро, но завод должен изготавливать продукцию, а бюрократией заниматься как можно меньше. В данном случае для производства неважно, под каким из юрлиц изготавливаются двигатели»,— считает Виктор Кобелев.

Дмитрий Астахов

Вся лента