Рожденный для Малого
Умер Юрий Соломин
На 89-м году жизни после тяжелых болезней и недавно перенесенного инсульта скончался художественный руководитель Академического Малого театра России, народный артист Советского Союза Юрий Соломин.
Накануне Юрия Соломина выписали из больницы, где он провел последние несколько недель после инсульта, случившегося с ним во дворе его дома в ноябре. После выписки директор Малого театра Тамара Михайлова сообщила прессе, что худрук театра выздоровел и вскоре приступит к исполнению своих служебных обязанностей. Но это было лишь желаемое. Несколько лет назад власти заключили с Юрием Соломиным бессрочный контракт на руководство Малым — таким образом был подчеркнут особый статус худрука, не зависящий от его возраста и фактической дееспособности. Но вот теперь и этот договор, словно возражающий законам бытия, утратил силу.
Юрий Соломин фактически провел в Малом театре семьдесят лет.
В этот срок по праву включаются и годы учебы, проведенные в Щепкинском училище, неразрывно связанном с театром. Оно для лучших его студентов определяет дорогу в Малый — театр, в котором по его неписаным собственным уложениям следует остаться навсегда. Уроженец города Читы, родившийся в семье музыкальных педагогов и узнавший о Малом театре и его школе из телепередачи, Юрий Соломин не перечил этому правилу: будучи принятым в Малый, он оставался в нем до конца и половину этой жизни — тридцать пять лет — провел в должности художественного руководителя, получив ее одновременно со званием народного артиста СССР, причем по итогам голосования труппы. Да и с Щепкинским училищем не расстался: Соломин стал одним из самых продуктивных и опытных педагогов, и многим актерам в сегодняшней труппе Малого театра предстоит проститься не только с начальником, но и с учителем. «Нужно оставлять на сцене кусочек сердца»,— напоминал он актерам.
Разумеется, за столько десятилетий Юрий Соломин сыграл на сцене Малого немало ролей, постепенно двигаясь от эпизодических к главным.
Полумузейный статус академического «дома Островского» диктовал и диктует особое положение актера на этой сцене — актера в соединении с текстом пьесы. От мастеров здесь всегда требовался особый тип театральности, годный вроде бы для любого драматургического материала. Юрий Соломин, отлично владевший разными регистрами сложного актерского инструмента, мастерски «присваивавший» себе любые слова, знавший толк и в мягкости, и в твердости сценических рисунков, прекрасно выглядел на академической сцене — будь то царь Федор Иоаннович, Сирано де Бержерак или ведущий в инсценировке «Целины» генсека Брежнева. К сожалению, он уже несколько лет совсем не выходил на сцену, а последней его значительной ролью (хотя и позже были новые работы) стал Фамусов в «Горе от ума» Сергея Женовача, но той премьере уже без малого четверть века. Так что можно только в очередной раз пожалеть о том, что административные обязанности, скорее всего, отняли у зрителей много возможностей видеть большого актера.
Фильмография Юрия Соломина тоже довольно внушительна, но самые знаменитые роли, сделавшие его популярным за пределами круга театральных зрителей, были сыграны в 70-е годы прошлого века.
Прежде всего это капитан Кольцов в приключенческом историческом детективе «Адъютант его превосходительства», трактирщик Эмиль в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова, Генрих Айзенштайн в «Летучей мыши» и позже, на излете Советского Союза,— полковник КГБ Славин в телесериале «ТАСС уполномочен заявить». В них видно, что актер обладал поистине завидным диапазоном, и «положительные герои», служащие примером для молодежи, были в его исполнении столь же убедительны, сколь очаровательны были его опереточные и лирические недотепы. В мире Юрия Соломина узнали благодаря получившему «Оскар» фильму Акиры Куросавы «Дерсу Узала», где актер Малого театра сыграл роль исследователя Дальнего Востока Арсеньева.
Но мировая слава Соломина, кажется, мало интересовала. Он, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» и член общественного совета при Следственном комитете РФ, был не человеком мира, а человеком своего государства, считавшим, что театр должен быть прочно встроенным в любые «вертикали». В 1990–1991 годы Соломин даже совершил хождение во власть — в течение года был министром культуры России. И если характеризовать его как театрального политика и худрука, то он был не просто лоялистом, но строгим, убежденным, последовательным консерватором, особенно в последние пару десятилетий своей жизни. Сегодня — самый неудачный день для того, чтобы возражать его взглядам и критически анализировать сомнительное творческое состояние Малого, но то, что театру в любом случае предстоит измениться, сомнению не подлежит.