Простыня намотала на срок

Медперсонал Красноармейской ЦРБ обвиняют в незаконном лишении свободы пенсионера

В Красноармейском районе Краснодарского края возбудили уголовное дело о незаконном лишении свободы пенсионера в центральной районной больнице. В совершении преступления подозревают санитарку и медсестру. По версии следствия, сотрудницы медучреждения привязали пациента к кровати обрезками простыни. Лечащего врача терапевтического отделения, где произошел инцидент, отстранили от работы. Юристы считают, что подозреваемым может грозить до пяти лет лишения свободы.

По версии следствия, медсестра и санитарка больницы привязали пациента к кровати обрезками простыни

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

Следователи Славянского межрайонного следственного отдела СКР по Краснодарскому краю возбудили уголовное дело в отношении санитарки и медицинской сестры Красноармейской ЦРБ по п. «а» ч. 2 ст. 127 УК РФ «Незаконное лишение человека свободы (не связанное с его похищением), совершенное группой лиц по предварительному сговору». Как уточняют в пресс-службе СУ СКР по региону, дело завели по материалам, поступившим из прокуратуры.

По версии следствия, 6 января в терапевтическое отделение районной больницы, расположенной в станице Полтавской, доставили 76-летнего мужчину, который в тот же день был госпитализирован для оказания медицинской помощи. Спустя двое суток, обнаружив, что пациент перемещается по территории отделения, медицинская сестра и санитарка принудительно привязали пенсионера к металлической кровати, лишив его свободы. Сосед по палате сообщил о происшедшем родственникам пенсионера.

Внук пострадавшего Алексей Толстой рассказал «Известиям», что, приехав в больницу, семья обнаружила пострадавшего привязанным за руки и ноги к кровати обрезками простыней, без штанов, в памперсах. Родственники пострадавшего решили обратиться с заявлением в прокуратуру.

«Как врачи комментируют, дед был буйный и нанес черепно-мозговую травму кому-то, потом выяснилось, что он разбил нос. Сосед же говорит, что он вышел в коридор, а его начали затягивать в кровать обратно, он начал сопротивляться. Они применили силу, а дед пытался вырваться и задел кулаком медсестру. Его повалили на кровать и привязали»,— рассказал Алексей Толстой.

Главврач Красноармейской ЦРБ Андрей Бобров сообщил журналистам, что врач-терапевт, в чью смену привязали пожилого пациента, от исполнения обязанностей отстранен. В больнице проводится внутренняя проверка.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Правовой статус» Алексей Иванов считает случай неоднозначным. «Больной человек обратился за экстренной медицинской помощью, вместо которой его привязали к кровати и принудительно лишили свободы. Детали и нюансы произошедшего неизвестны, но правовые последствия вполне предсказуемы»,— комментирует адвокат.

Эксперт отмечает, что Конституция признает и гарантирует каждому человеку право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также свободу и личную неприкосновенность. Эти права относятся к основным неотчуждаемым правам, принадлежащим каждому от рождения. «Исходя из публично размещенных материалов видно, что в отношении пациента нарушено право на свободу и личную неприкосновенность, ответственность за нарушение которого установлена в ст. 127 Уголовного кодекса РФ (незаконное лишение свободы). Такое преступление считается оконченным с момента фактического лишения человека свободы независимо от длительности пребывания потерпевшего в таком состоянии»,— говорит Алексей Иванов.

Он уточняет, что по п. «а» ч. 2 ст. 127 УК предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Анестезиолог-реаниматолог, юрист медицинского права, директор Центра по защите прав граждан в сфере здравоохранения «Право на здоровье» Николай Чернышук поясняет, что в лечебных учреждениях пациентов фиксируют для профилактики самоповреждения. Такое, по словам врача и юриста, может происходить, когда пациент не отдает отчета в своих действиях, находится в остром психотическом состоянии.

«При этом важно понимать, что пациент в психозе должен находиться в отделении реанимации, под круглосуточным наблюдением медицинского персонала. В таких случаях должна проводиться седация и лечение, направленное на устранение неврологического дефицита. По информации, распространяемой в социальных сетях, можно предположить, что на фоне дыхательной недостаточности пациент мог страдать от гипоксии, что может привести к дезориентации. Состояния гипоксии были широко распространены в период распространения коронавирусной инфекции: изменения сознания, агрессивное поведение, галлюцинации. Для купирования подобных симптомов широко применялась оксигенотерапия и неинвазивная вентиляция легких»,— отмечает Николай Чернышук.

Эксперт обращает внимание: в случае с пенсионером отсутствует достоверное подтверждение, что он был агрессивен или мог причинить вред своему здоровью или здоровью окружающих.

Николай Чернышук напоминает, что в 2012 году в Северской ЦРБ Краснодарского края 33-летний пациент, которого привязали ремнями к кровати, захлебнулся рвотными массами. Когда его стало тошнить, он из-за обездвиженности не смог перевернуться на бок или подняться. Смерть наступила в результате асфиксии. Позднее вдова погибшего взыскала с больницы 200 тыс. компенсации морального вреда.

«В Российской Федерации оказание медицинской помощи без согласия пациента разрешено только по решению суда. Фиксация пациента в палате отделения явно выходит за рамки допустимых действий медперсонала»,— резюмирует эксперт.

В медицинском сообществе высказывают мнение, что для профилактики подобных ситуаций необходимо увеличивать штат среднего и медицинского персонала.

Маргарита Синкевич


Наши оперативные новости и самая важная информация — в Telegram

Вся лента