Год на перевод

Уральские компании готовятся к замене англоязычных вывесок

Уральское рекламное сообщество готовится к возможному принятию Госдумой закона, ограничивающего с 1 января 2025 года использование иностранных слов в вывесках и рекламных объявлениях. По оценкам экспертов, иностранные слова можно обнаружить в 30–40% рекламы. Пока не все екатеринбургские компании готовы вкладываться в замену наружной рекламы, но, возможно, их количество увеличится в том случае, если законопроект примут и будут введены запретительные штрафы.

На сегодняшний день, не все компании готовы вкладываться в замену наружной рекламы

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

В октябре 2023 года в Государственную думу депутатами Еленой Ямпольской, Сергеем Пахомовым, Александром Хинштейном и другими был внесен законопроект, предусматривающий ограничение использования иностранных слов в публичной сфере, в частности — в рекламе, вывесках и витринах (изменения в ФЗ «О государственном языке РФ» и отдельные законодательные акты РФ). Цель законодательной инициативы — «защитить русский язык и существенно ограничить использование “англицизмов” и иностранных слов в публичном пространстве». Согласно законопроекту, в вывесках будут запрещены такие слова, как «coffee», «fresh», «sale», «shop», «open» и другие.

Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2025 года. Осуществлять контроль за содержанием вывесок и рекламных объявлений будут представители Федеральной антимонопольной службы.

Согласно исследованию специалистов Уральской гильдии преподавателей русского языка как иностранного (УГП РКИ), в Свердловской области не менее 15% всех вывесок и рекламных объявлений на стационарных носителях «содержат иностранные термины, написанные на латинице или кириллице, имеющие аналоги в русском языке». По словам управляющего партнера медийного агентства AMG и эксперта АКАР Урал Александра Соловьева, доля вывесок и рекламных объявлений, содержащий иностранные термины, может достигать 30–40% с учетом рекламы в СМИ и интернете.

Как утверждает господин Соловьев, минимальная стоимость новой вывески может составить от 35 тыс. руб. за 1 кв.м, не учитывая расходов на монтаж и демонтаж. «Изменения могут повлечь существенные расходы для малого и среднего бизнеса. Помимо затрат на замену вывесок, закон предполагает внушительные штрафы — от 100 до 500 тыс. руб. Если для Екатеринбурга и других городов-миллионников эта сумма может показаться незначительной, то для других городов в Свердловской области это очень большие деньги»,— добавил он.

Представители других рекламных агентств заявили, что проблема не в затратах на замену вывесок, а «в отсутствии культуры русскоязычного нейминга». По словам директора стратегической исследовательской группы рекламного агентства «19agency84» Александра Дмитриева, у брендов есть запрос на эффективную коммуникацию, а не на использование русского или английского нейминга.

«Введение закона потребует изменения вывесок, макетов и других носителей, но это разовая инвестиция. Для нас сузится спектр выразительных средств, которые можно будет использовать в работе, однако рынок ко всему адаптируется»,— уверен господин Дмитриев.

Законопроект допускает использование иностранных слов в вывесках и рекламных объявлениях рядом с идентичной по содержанию рекламой на русском языке, выполненной тем же шрифтом и в том же размере. Кроме того, закон не будет распространяться на фирменные наименования и товарные знаки.

В пресс-службе Simple Coffee «Ъ-Урал» пояснили, что сеть кофеен имеет зарегистрированный товарный знак. «Наш товарный знак — это графическое изображение Лиса и надпись на английском языке. С трудом могу представить, как можно заставить это переделывать»,— поделился владелец сети Сергей Мокренко. В фитнес-клубе Drive Fitness рассказали, что не планируют менять вывески клуба.

Анастасия Таначева

Вся лента