«Владимир» рвется на Свободу

Строители обещают начать проходку нового тоннеля нижегородского метро в январе

Генеральный подрядчик строительства новых станций метро Нижнего Новгорода «Моспроект-3» сообщил о завершении монтажа тоннелепроходческого комплекса «Владимир». Метростроители обещают пустить щит в работу до конца января — на оборудовании завершаются пуско-наладочные работы. Через полгода, после того, как щит начнет прокладывать тоннель со стороны площади Сенной, он должен выйти на площади Свободы, где к тому времени необходимо будет соорудить котлован. Планируется возобновить и рытье котлована на улице Горького, где стройка была приостановлена после признаков деформации расположенного рядом жилого дома. Нижегородские власти уверены, что строительству не помешает череда исков к «Моспроекту-3» от поставщиков и подрядчиков, так как крупную компанию, по мнению чиновников, банкротить никто не будет.

Метростроители обещают, что через полгода щит «Владимир» выйдет в котлован на площади Свободы

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Компания «Моспроект-3» сообщила о завершении монтажа и тестовых испытаний тоннелепроходческого механизированного комплекса «Владимир» в стартовом котловане на площади Сенной в Нижнем Новгороде. Кроме того, генподрядчик получил положительное заключение Главгосэкспертизы на этапы проектной документации по проходке тоннеля.

«К строительству нового участка нижегородского метро готовы приступить в ближайшее время», — сообщили в АО «Моспроект-3», уточнив, что новый шестиметровый щит был приобретен специально для продления Автозаводской линии метро и предназначен для работы в неустойчивых и слабоустойчивых грунтах.

Строительство двух тоннелей на первом участке длиной 730 м и на втором протяженностью 1,5 км будет вестись закрытым способом с максимальной глубиной заложения 22–25 м.

«Специалистам холдинга предстоит строительство в сложных гидрогеологических условиях. Чтобы нивелировать их влияние, инженеры включили в проект ряд технических решений. В частности, в местах ввода и вывода щита планируется устройство пригрузов с применением спецсредств, а также замещение просадочного грунта. Кроме того, при возведении тоннелей будет использоваться высокоточная железобетонная обделка с резиновыми уплотнителями, защищенная от проникновения воды», — рассказали в компании.

Нижегородцы в официальном Telegram-канале «Метро НН» активно обсуждают, когда же «Владимир» начнет работу. Судя по дискуссии, граждан не устраивает отсутствие четких графиков строительства и очевидные задержки проекта стоимостью более 35 млрд руб. Их беспокоит и неготовность приемного котлована под станцию метро на площади Свободы — это крупный транспортный узел на пересечении больших автомобильных магистралей и невозможность воспользоваться им из-за строительства метро создает большие неудобства для горожан.

Кроме того, нижегородцев волнует и то, что около полугода простаивает площадка с недоделанным котлованом на улице Горького. Его обустройство остановили из-за того, что в доме №113/30 во время вбуривания и вбивания свай обнаружились трещины. В итоге «Моспроект-3» совместно с научными специалистами Тоннельной ассоциации России стал разрабатывать дополнительные меры безопасности, чтобы избежать деформации здания. В январе метростроители ждут решения госэкспертизы по дополнительным мероприятиям в рамках сопровождения проекта. Если эксперты согласуют предложенные технические решения, стройка котлована на Горького возобновится со всеми необходимыми предосторожностями, сообщили в кремле.

Собеседники в ГУММиД Нижнего Новгорода (заказчик строительства метро) и областном правительстве сообщили «Ъ-Приволжье», что специалисты компании-производителя Herrenknecht заканчивают пуско-наладочные работы на щите «Владимир» и через считанные дни он должен прийти в движение.

Также для начала работы необходимо достаточное количество тюбингов — кольцевых элементов обделки тоннеля на первые 150–200 м проходки.

«Железобетонные изделия заказаны на заводах, сейчас идет формирование их запаса. Скоро стартуем! Пока щит будет идти под землей, на площади Свободы нужно будет оборудовать приемный котлован. Сроки этой работы сейчас согласовываются с заказчиком, но мы рассчитываем, что это займет до полугода», — сообщили в областном правительстве.

По данным заказчика, генподрядчиком закуплены еще два китайских щита, пока они находятся на таможенном посту. Второй щит предполагается смонтировать и запустить с Сенной площади вслед за «Владимиром» для прокладки возвратного тоннеля метро.

Как ранее отмечал «Ъ-Приволжье», определенную тревогу у заказчика вызывает платежная дисциплина компании «Моспроект-3», задолжавшей многим поставщикам и подрядчикам. В арбитражном суде Москвы пошла вторая волна исков на банкротство этой компании. Нижегородские власти уверены, что никто не даст обанкротить крупную организацию, участвующую в строительстве метрополитенов Москвы и нескольких регионов. Скорее долги взыскателей будут погашены. В Минстрое России ранее сообщали, что возможно опережающее финансирование проекта по продлению Автозаводской линии метро и плановые сроки его ввода — конец 2025 года — пока остаются неизменными.

Роман Кряжев

Вся лента