Приднестровье попало под задачу
За непризнанную республику с двух сторон взялись власти Украины и Молдавии
Для непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) 2024 год начался с плохих новостей. Молдавские власти отменили таможенные льготы для приднестровских компаний, и теперь местный бизнес должен платить пошлины в бюджет Молдавии на общих основаниях. Решение уже привело к протестам в ПМР и санкционной войне Тирасполя с Кишиневом. Тем временем главу приднестровского внешнеполитического ведомства Виталия Игнатьева хотят допросить на Украине: его подозревают в посягательстве на украинскую территориальную целостность и в информационном «сотрудничестве с государством-агрессором».
На административной границе между непризнанной ПМР и Молдавией 11 января несколько сотен человек приняли участие в акции протеста. С приднестровскими красно-зелеными флагами и под лозунгами «Молдова — агрессор», «Нет грабежу народа!», «Не будем платить дань» они выступали против новых таможенных правил, которые начали действовать на днях.
Речь идет об аннулировании молдавскими властями сложившегося ранее статус-кво, который предполагал особое отношение к приднестровскому бизнесу.
Проще говоря, предприятия и компании с левого берега Днестра не платили экспортно-импортные пошлины. Причем эта ситуация была узаконена. Однако с 1 января 2024 года в Молдавии вступил в силу новый Таможенный кодекс. В нем указано, что отныне экономические агенты из ПМР больше не являются исключением из общих правил.
Этот шаг Кишинева стал неожиданностью для Тирасполя, заявил глава ПМР Вадим Красносельский. «Характерно, что это решение было реализовано максимально нечистоплотным способом, поскольку на протяжении всего прошлого года молдавская сторона по различным каналам уверяла, что данные пошлины взиматься не будут»,— заявил политик 11 января (цитата по «РИА Новости»).
По словам собеседника “Ъ”, знакомого с подготовкой Таможенного кодекса и процессом взаимодействия на эту тему с Тирасполем, в конце прошлого года молдавские власти действительно непублично заверяли приднестровское руководство, что «приднестровская» поправка в кодексе не появится. Но потом что-то изменилось, и кодекс был утвержден в редакции, возмутившей приднестровскую сторону. Что именно произошло, источник “Ъ” пояснить затруднился.
«Из-за негативного подхода соседней Молдовы вызовов, угрожающих региональной стабильности и безопасности, становится больше»,— предупредил тем временем Вадим Красносельский, отметив, что нововведения приведут к росту цен и в итоге к ухудшению уровня жизни в ПМР.
Господин Красносельский призвал посредников в переговорном процессе повлиять на Кишинев: «Ждем конкретных политико-дипломатических действий, направленных как на восстановление справедливости и обеспечение принципов переговорного процесса, так и в первую очередь на защиту прав и интересов жителей Приднестровской Молдавской Республики».
В качестве ответных мер приднестровские власти решили взимать налоги с молдавских фермеров, чьи угодья расположены на левом берегу Днестра. Кроме того, они решили с 1 февраля увеличить тарифы на коммунальные услуги для находящихся на территории Приднестровья молдавских юрлиц. Это коснется школ с румынским языком обучения, которые действуют на территории Приднестровья, но подчиняются Кишиневу, а также полиции и представительств других молдавских госструктур, которые действуют в подконтрольных властям ПМР правобережных Бендерах.
Впрочем, вице-премьер Молдавии по реинтеграции Олег Серебрян уже заявил, что, несмотря на шаги и заявления приднестровского руководства, молдавская сторона от своего не отступит. «Никакие действия Тирасполя не заставят нас пересмотреть Таможенный кодекс»,— заверил он.
Глава тираспольского бюро политических исследований «Медиатор» Сергей Широков считает, что отмена Кишиневом «действовавших на протяжении десятилетий особых экономических режимов для приднестровских предприятий приведет к чувствительным потерям как для бизнеса, так и для экономики Приднестровья в целом».
В беседе с “Ъ” господин Широков указал, что «по сути, власти в Кишиневе перешли к этапу распространения молдавской юрисдикции на сферы деятельности и компетенции Приднестровья, которые должны были получить свое итоговое оформление только в рамках переговорного процесса».
Надо отметить, что для этого сложились благоприятные условия. С 24 февраля 2022 года Украина, воспринимающая ПМР как потенциальную угрозу из-за дислокации там российских войск, держит закрытым приднестровский сегмент границы с Молдавией. Из-за этого все товары ввозятся и вывозятся через молдавскую территорию.
Бывший вице-премьер Молдавии по реинтеграции, ныне глава неправительственной организации Initiative 4 Peace Александр Фленкя уверен: нервную реакцию Тирасполя вызывают не возможные потери, а тот факт, что Кишинев распространяет свои правила на неподконтрольный ему регион. «Эти пошлины будут иметь незначительное воздействие на импортеров. Вот если бы были введены акцизы, НДС, это было бы чувствительно. Они (власти Приднестровья.— “Ъ”) шумят, потому что понимают: это может быть сделано в будущем вслед за отменой особого таможенного режима»,— сказал эксперт “Ъ”.
В то же время господин Фленкя раскритиковал власти Молдавии за «неуклюжие действия». «Интегрируя экономику региона в Молдову — молчаливо и неуклюже,— мы отталкиваем немногие независимые приднестровские компании, не являющиеся частью группы "Шериф" (главный приднестровский монополист.— “Ъ”), налогами на импорт»,— сказал бывший вице-премьер, отметив, что Кишинев не провел информационной кампании в связи с изменением правил игры и никому ничего не объяснил, по сути, поставив перед фактом.
Ситуация с пошлинами будет обсуждаться в Тирасполе 16 января на переговорах в формате «1+1».
Молдавскую сторону будет представлять вице-премьер Олег Серебрян, а приднестровскую — глава внешнеполитического ведомства ПМР Виталий Игнатьев. Уже почти год встречи переговорщиков, ранее поочередно проводившиеся то в Кишиневе, то в приднестровских населенных пунктах, проходят только исключительно на территории ПМР. Это связано с тем, что в начале 2023 года молдавский парламент принял поправки к Уголовному кодексу республики, дополнив его понятием «сепаратизм» и наказанием за него в виде лишения свободы или штрафа в зависимости от тяжести преступления. Представители ПМР после этого отказываются ездить на правый берег, поскольку почти любой приднестровский чиновник может быть теоретически привлечен к ответственности.
С недавних пор у Виталия Игнатьева появилась новая головная боль. Но на этот раз ее причиной стала Служба безопасности Украины (СБУ). 9 января в официальном органе украинской власти — газете «Урядовый курьер» — было опубликовано сообщение, что господину Игнатьеву «необходимо явиться 15, 16, 17 января 2024 года в 10:00» в управление СБУ по Винницкой области в городе Виннице. Там же указана причина: подозрение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 110 и ч. 6 ст. 111-1 Уголовного кодекса Украины. В первом случае это «посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины», а во втором — «организация и проведение мероприятий политического характера, осуществление информационной деятельности в сотрудничестве с государством-агрессором».
Виталий Игнатьев родился в Одесской области УССР в 1980 году. Известно, что он является гражданином Украины и России. У СБУ к нему претензии как к обладателю украинского паспорта, публично одобрявшему присоединение Крыма к России, а за последние два года не раз обвинявшему Украину в недружественных действиях в отношении Приднестровья. Чиновник пока не объявлен в розыск, но, если это произойдет, молдавские власти окажутся в щекотливой ситуации, поскольку есть международные обязательства, которые следует выполнять.