Не проверяется такое никогда
В дальневосточных ТОР предлагается расширить мораторий на плановый госконтроль
Минвостокразвития подготовило проект постановления правительства, предусматривающий введение с 1 сентября 2024 года расширенного моратория на плановые проверки в отношении резидентов территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке и свободного порта Владивосток (СПВ). По задумке ведомства, освобождаться от плановых проверок будут все их резиденты. Для высокорисковых предприятий, которые в рамках федерального моратория проверяться должны, контроль предлагается заменить профилактическими визитами.
Минвостокразвития предлагает ввести на Дальнем Востоке особый режим контрольно-надзорной деятельности. Как следует из разработанного ведомством проекта постановления правительства, для резидентов ТОР и свободного порта Владивосток с сентября могут расширить федеральный мораторий на плановые проверки.
Предполагается, что на весь срок создания ТОР на Дальнем Востоке и СПВ (в общей сложности — 70 лет) будет введен запрет на проведение плановых проверок в отношении их резидентов.
Для предприятий, которые отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска — по общим правилам проверки на них сохранены,— предусматривается их замена на обязательные профилактические визиты контролеров. Затронет это как госконтроль на федеральном и региональном уровнях, так и муниципальный.
Сам документ регламентирует порядок проведения профилактических визитов, их план должен будет согласовываться с Минвостокразвития. При этом устанавливается и рекомендуемая частота их проведения — не более трех в год. Срок визита — один рабочий день с возможностью его продления на тот же срок при необходимости «инструментального обследования». Если по результатам визита выявлены нарушения, резиденту выдается предписание об их устранении.
Проект разработан во исполнение поручений вице-премьера и главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко, курирующего реформу контрольно-надзорной деятельности. Поясним, сейчас в целом по стране действует мораторий на проведение плановых проверок до 2030 года, исключением являются высокорисковые предприятия. Внеплановые проверки в 2024 году также отменены — за исключением случаев «срабатывания» индикаторов риска. При этом законами о ТОР и СПВ предусмотрена возможность установления правительством особенностей осуществления госконтроля в отношении их резидентов, но фактически она не использовалась — проект Минвостокразвития впервые «пробует» этот инструмент.
Сейчас для ТОР и СПВ действует лишь возможность проведения совместных проверок (например, совмещение проверок, которые проводятся одним ведомством), план которых согласовывается министерством (в случае принятия проекта этот порядок будет отменен).
Идея установления особого режима госконтроля в ТОР и СПВ обсуждалась в последние годы: на фоне санкций в 2022 году звучали инициативы о моратории на проверки на стадии инвестцикла, а также об их ограничении после ввода объектов, построенных резидентами, в эксплуатацию и освобождении предпринимателей от контрольных мероприятий на три года при успешном прохождении проверок. Предложенный сейчас вариант выглядит наиболее широким.
По словам директора научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ РАНХиГС Дмитрия Землянского, административное давление на резидентов ТОР и СПВ, как и на других участников префрежимов в регионах России, может быть чуть выше, чем в среднем по экономике,— все они являются получателями господдержки, льгот, вынуждены сдавать серьезный объем отчетности, следить за исполнением показателей. Как отмечает член генсовета и председатель межрегионального отделения «Деловой России» по Хабаровскому краю и ЕАО Денис Грось, такое решение «крайне актуально для резидентов ТОР и СПВ — это приведет к снижению административного давления и повышению эффективности их деятельности, потому что, как ни крути, прохождение проверки отвлекает на себя временной и организационный ресурс компаний».