Против бура нет приема
Сможет ли Россия нарастить объемы нефтедобычи
Россия стремительно увеличивает бурение нефтяных скважин, несмотря на санкционное давление, пишет Bloomberg. Агентство ссылается в том числе на данные аналитиков Kpler и консалтинговой компании «Яков и партнеры». По их предварительным подсчетам, РФ за год пробурила около 30 тыс. км скважин, что может оказаться постсоветским рекордом, подчеркивает Bloomberg. Отмечается, что, судя по этим данным, санкционное давление на Москву не работает в полной мере. Но, с другой стороны, они свидетельствуют о том, что текущие месторождения истощаются.
Собеседники агентства утверждают, что ограниченный доступ к западным технологиям вынуждает возвращаться к более традиционным методам бурения. В итоге это может повлиять и на сокращение добычи на каждом отдельном месторождении. С этим не согласен эксперт по энергетике Финансового университета Станислав Митрахович:
«Для развития нефтяной индустрии необходимо иметь определенный уровень разведочных работ для того, чтобы и добывать нефть в не меньшем объеме, чем раньше, и для того, чтобы развивать в перспективе геологические проекты. Пока мы все-таки бурим такие места, которые не требуют совершенно новых технологий. Но в будущем они потребуются для развития трудноизвлекаемых запасов, не говоря уже про арктический шельф и так далее.
По мере того, как традиционные месторождения будут истощаться, нам придется создавать новые технологии для разработки уже более сложных запасов. И как мы сможем это сделать, это уже вопрос отдельный. Но его придется решать».
Осенью «Ведомости» сообщали, что новые нефтяные скважины в России сейчас разрабатываются в основном в Западной Сибири. А там, как правило, используется горизонтальный способ бурения. Этим и можно объяснить рекордные показатели, о которых пишет Bloomberg, пояснил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов:
«Одно дело, если вы работаете с классическими крупными месторождениями, тогда у вас вертикальные скважины, скажем, на 2 км. А если вы работаете со сложными запасами, то начинаете все больше или больше использовать горизонтально направленное бурение. И у вас может быть скважина той же продуктивности, что и эта двухкилометровая вертикально направленная на обычном крупном месторождении, при этом ее протяженность может составлять 15 км. И это будет говорить об увеличении объемов бурения.
Между тем предпосылок для изменения основных экспортных потоков нефти нет. Ведь та система, которая устаканилась в 2022-2023 годах, те направления, которые сложились к этому моменту, были не случайными. Скажем, поставки в Китай и до 2022-го были лидирующими среди поставок во все страны, в которые мы экспортировали нашу нефть.
Если брать Индию, то это один из наиболее растущих рынков, с одной стороны. С другой, с этого направления можно было снять часть поставок, например, той же Саудовской Аравии и Ираку, и перебросить эти объемы в Соединенные Штаты.
То есть у нас произошел размен с этими странами после введения эмбарго на нефть из РФ со стороны США: Америка выгнала российскую нефть, но теперь на нашем месте, третьем среди экспортеров, находится Саудовская Аравия, на четвертом — Ирак. А мы теперь опережаем и Саудовскую Аравию, и Ирак на индийском рынке. При этом Индия — это рынок растущий, как и Китай, поэтому основные поставки будут идти туда».
Bloomberg также сообщал, что в 2023 году Москва зарабатывала на торговле нефтью больше, чем до введения ценового потолка на нее странами G7 и Евросоюза. При этом в декабре Индия сократила закупку российского сырья до самого низкого уровня с начала 2023-го. Reuters писал, что Дели планирует на этом фоне увеличить поставки из Саудовской Аравии.
Заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев полагает, что в 2024 году закупки российской нефти вряд ли заметно уменьшатся. Но некоторые риски, по его словам, все же сохраняются: «В случае если будут ужесточаться ограничения, связанные с контролем над потолком цен, то это может заставить и часть покупателей уйти с российского рынка, и часть, например, страховых компаний и фирм, занимающихся перевозками. Все это в моменте может привести к увеличению дисконтов для российской нефти.
Но я не ожидал бы такого сценария, при котором резко сократятся поставки нефти из России в Китай или Индию, потому что этим странам сейчас сложно найти альтернативных поставщиков.
Мы видим, что у нефтепереработчиков в КНР вызывает озабоченность даже тот факт, что Венесуэла перенаправляет небольшую часть поставок из Китая в Индию. Свободной нефти на рынке не так много, и фактически если вы хотите, например, сократить импорт российской нефти, то вам надо покупать ее больше, например, в странах Ближнего Востока и странах Латинской Америки, и это нефть премиальная».
Недавно аналитики Bank of America снизили прогноз средней цены сорта Brent на этот год с $90 до $80 за баррель, Morgan Stanley и вовсе приводит показатель в $77.