Южная Африка взяла под защиту палестинцев
Израиль отбивается от обвинения в геноциде
На предстоящей неделе Международный суд ООН в Гааге вынесет первичное решение по иску ЮАР к Израилю, прежде чем приступить к рассмотрению дела по существу. Претория обвиняет еврейское государство в нарушении Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. За проходившим в конце недели судебным разбирательством пристально следил корреспондент «Ъ» в Израиле Михаил Гуревич.
Не та Гаага
Перед «Дворцом мира» в Гааге, где проходят заседания Международного суда ООН, на уходящей неделе друг напротив друга стояли сторонники Палестины и Израиля. Демонстранты в куфиях громко скандировали лозунги, а евреи держали в руках плакаты с фотографиями заложников, захваченных «Хамасом» в ходе нападения на Израиль 7 октября. Эстетика и атмосфера протестов очень напоминали происходящее в зале заседания: с одной стороны — делегация ЮАР в длинных шарфах национальной расцветки, а с другой — юристы, представляющие Израиль, в скучных костюмах и папками в руках. Иск «Южная Африка против Израиля» был подан 29 декабря, и первые два заседания были посвящены представлению позиций сторон в целом и рассмотрению обеспечительных мер, которые должна будет обсудить и, возможно, принять коллегия судей под председательством американки Джоан Донохью, прежде чем перейти к рассмотрению дела по существу.
Важно понимать, что речь идет не об известном всем Международном уголовном суде, тоже базирующемся в Гааге, а именно о Международном суде, являющемся частью структуры ООН.
В отличие от коллег судьи Международного суда не могут выписывать ордера на арест частных лиц и не занимаются персональными делами в принципе. Вердикты этого суда не обязательны к исполнению и, по сути, имеют тот же вес, что и решения Генассамблеи ООН.
Говорят, что главным мотивом, подтолкнувшим политическое руководство Израиля к решению участвовать в процессе, стало то обстоятельство, что Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, на базе которой строится иск ЮАР, была принята по итогам Второй мировой войны и холокоста. Именно поэтому Израиль впервые в своей истории решил пренебречь правилом не сотрудничать с международными судебными инстанциями и отправить своих представителей для участия в процессе.
Любопытно, что в составе судейской бригады есть представители Ливана и Сомали — стран, которые не признают государство Израиль и не имеют с ним дипломатических отношений. Россию на процессе представляет Кирилл Геворгян — вице-президент Международного суда ООН и муж известной актрисы Марины Неёловой.
Претория обвиняет
Начался процесс с выступления ЮАР. Согласно позиции истца, «действия и бездействие со стороны Израиля… носят характер геноцида, поскольку они совершаются с целью уничтожения значительной части палестинской национальной, расовой и этнической группы».
Было заявлено, что «Израиль переместил более 85% населения сектора. Только за первую эвакуацию — миллион человек. Больницы были вынуждены эвакуировать (пациентов.— “Ъ”), включая младенцев, детей и стариков, которым пришлось переехать на юг в течение 24 часов». Акты геноцида, по мнению ЮАР, включают массовые убийства палестинцев в Газе, разрушение их домов, насильственное изгнание и/или перемещение, запреты на поставку продовольствия, воды и оказание медицинской помощи.
Более того, южноафриканские юристы утверждают, что Израиль ввел меры по снижению рождаемости среди палестинцев, пренебрегая оказанием услуг, необходимых для беременных женщин, что также расценивается истцом как акт геноцида.
Истец подчеркнул, что нельзя говорить лишь о событиях осени 2023 года — следует рассматривать «более широкий контекст поведения Израиля по отношению к палестинцам, затрагивающий 75-летний режим апартеида, 56-летнюю оккупацию палестинских территорий и 16-летнюю блокаду Газы».
Заявляя о подготовке к совершению геноцида, истец представил суду заявления разных израильских политиков, которые, по мнению ЮАР, указывают на сознательную подготовку к совершению преступления. В частности, цитата из Ветхого Завета «Помни, что сделал тебе Амалек…», приведенная премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху в качестве напутствия солдатам перед началом наземной операции, была представлена как проявление ненависти ко всему населению сектора.
Юристы ЮАР вспомнили и другие громкие высказывания высокопоставленных израильтян, включая министра по делам Иерусалима и наследия Амихая Элияху, который в ответ на вопрос журналиста, «следует ли сбросить ядерную бомбу на Газу», указал, что это «одна из возможностей».
Завершая свое выступление, представители ЮАР заявили, что Израиль нарушает вышеупомянутую Конвенцию по предотвращению геноцида, и поэтому, прежде чем суд вынесет вердикт, они требуют принять девять обеспечительных мер, включая прекращение военных действий и геноцида, отказ от убийств и нанесения увечий, предотвращение перемещения людей, отказ от подстрекательств, сохранение всех улик и доказательств, отказ от усугубления ситуации и предоставление суду отчета о принятых мерах.
Израильский ответ
На второй день настала очередь выступать Израилю. Команда юристов во главе с британским адвокатом Малкольмом Шоу заявила, что «военные действия между Израилем и “Хамасом” нанесли ужасный урон как израильтянам, так и палестинцам». Однако причина случившегося — в сознательной стратегии «Хамаса», «направленной на причинение максимального гражданского ущерба как израильтянам, так и палестинцам». Сторона защиты напомнила, что, когда Израиль в 2005 году ушел из Газы, у сектора благодаря международной финансовой помощи были все возможности стать примером экономического успеха. Но в 2007 году власть захватил «Хамас». За 16 лет своего правления исламисты использовали миллиарды долларов международной помощи не для строительства школ или больниц, а для создания инфраструктуры террора, превратив Газу, «пожалуй, в самый изощренный оплот террористов в истории боевых действий в городской среде».
Говоря о масштабных разрушениях в секторе, израильтяне отметили, что тысячи зданий были разрушены из-за того, что они были заминированы или использовались в военных целях.
То же касается вопроса подсчета жертв войны. На данный момент трудно назвать цифру, которая вызывала бы доверие у всех сторон, но следует учитывать, что как минимум 2 тыс. ракет, выпущенных в направлении Израиля, упали на территории Газы и в результате пострадали мирные жители и их имущество. В отличие от Израиля, который постоянно информирует население о безопасных зонах, «Хамас» не только не делает этого, но и всячески препятствует перемещению мирных граждан, используя их в качестве живого щита.
По словам стороны защиты, наличие в иске пункта об эвакуации людей в безопасные районы вызывает крайнее удивление. Меры, направленные на предотвращение потерь среди мирного населения, представлены истцом как акт геноцида. Армия обороны Израиля, используя листовки, телефонные звонки и СМС-оповещение, в течении трех недель призывала жителей Газы покинуть опасные территории. Как неоднократно заявляли руководители Израиля, это вынужденная и временная мера. По мере возможности жителям севера сектора будет безусловно позволено вернуться домой.
Касаясь намерений совершения геноцида, ответчик предложил обратить внимания не на Израиль, а на истца, чья риторика мало чем отличается от заявлений лидеров «Хамаса» и других террористических группировок. От тех заявлений, в которых они отрицают право Израиля на существование, заявляя, что «существование Израиля противоречит логике».
Оценивая иск ЮАР в целом, израильские представители отметили, что, судя по нему, второй стороны конфликта не существует — как будто в Газе действует только Израиль.
Еврейскому государству, отметили юристы, предлагают отказаться от суверенитета в части защиты прав своих граждан. Не только тех, кто находится под ракетными ударами, но и тех, кто продолжает оставаться в заложниках у «Хамаса».
По мнению израильской стороны, удовлетворение иска ЮАР будет вопиющем нарушением международного права, ведь в результате положительного вердикта Конвенция о предотвращении геноцида станет инструментом террористов. Это поощрит их на еще более активное использование мирного населения в качестве живого щита и ограничит действия государств, борющихся с терроризмом.
Суммируя вышесказанное, израильская команда юристов призвала суд отклонить иск.
После этого судьи удалились на совещание. Как говорят эксперты, скорее всего, в течение недели будет принято решение по обеспечительным мерам. Хотя, по мнению израильской стороны, есть основания для отклонения иска по процессуальным причинам. Как сообщили в суде израильтяне, представители истца нарушили правила подачи иска, которые предполагают, что разбирательству должны предшествовать конфликт между двумя странами—сторонами иска и отказ одной из сторон рассмотреть претензии другой. Однако ЮАР не обеспечила никаких возможностей для урегулирования спора в досудебном порядке и предпочла сразу подать в суд, несмотря на готовность Израиля обсудить претензии ЮАР в рабочем режиме.
Кроме того, возникает вопрос и с обеспечительными мерами, которые призваны гарантировать сохранение прав одной из сторон судебного разбирательства. Какие права ЮАР нарушаются, в данном случае не совсем ясно. Впрочем, учитывая резонансный характер процесса, иск, конечно, будет принят к рассмотрению.
Как считают специалисты, будет решение и об обеспечительных мерах, скорее всего такое, которое каждая из сторон сможет использовать в пропагандистских целях. А затем начнется длительный судебный процесс.
Опыт подобных разбирательств показывает, что суд может быть очень долгим. К тому времени война уж точно закончится, начнется восстановление Газы, а Израиль, возможно, подпишет договор о нормализации отношений с Саудовской Аравией. И вот посреди этого нового Ближнего Востока Международный суд ООН примет свое решение по поводу того, а был ли геноцид.