Ресейл ищет оригинальный подход

Как магазины одежды выстраивают отношения с правообладателями

Производитель джинсовой одежды Levi Strauss засудил московский секонд-хенд. Американская компания заметила, что в магазине в Коньково продают джинсы, маркированные ее логотипом, но права на использование бренда Levi's истец не давал. В итоге Арбитражный суд Москвы взыскал с компании «Супер Хенд» за незаконное использование товарных знаков 20 тыс. руб. Тему продолжит Светлана Белова.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Почти 30 лет компания Levi Strauss работала на российском рынке, но весной 2022-го американцы решили свернуть бизнес: завезли последнюю партию товара, прекратили всякие инвестиции и начали искать покупателя. Но эксперты уточняли, что работающие по франшизе магазины — это юридически независимые субъекты, и в сделку они в любом случае не войдут. Они могли наладить параллельный импорт и по-прежнему торговать джинсами с надписью Levi's.

С именем американской компании в России зарегистрирована целая серия товарных знаков, и правообладатель постоянно отслеживает их использование. Так, во время контрольной закупки в магазине «Супер Хенд» у входа в метро «Коньково», выяснилось, что есть нарушение прав владельца бренда.

Эти фирменные джинсы могли случайно попасть на полку. В формате секонд-хенд, когда вещи оптом закупаются на фасовочных фабриках в Европе или Америке, подобные находки отследить невозможно, пояснила владелица подобного магазина в Москве Юлия: «Мы покупаем одежду в мешках от 15 кг до 100 кг. Что в них, не знает никто. Фасовочные фабрики это никак не обозначают. Может быть известна только категория, например, "рубашки", "джинсы мужские" или "всесезонный микс". Есть мешки-бренды, они так и называются. И там могут попасться вообще любые марки. То есть невозможно отследить, что внутри».

Компания «Супер Хенд» в суде заявила, что действительно продает оригинальную продукцию Levi Strauss, но она не новая. То есть кто-то когда-то легально купил эти джинсы, возможно, в официальном магазине американского бренда. Однако суд согласился с доводами компании из США, что товар имеет признаки контрафактности, и отметил, что ответчик не доказал факт его оригинальности. Ведь секонд-хенд не может знать точно, не поддельный ли товар ему прислали.

Американцы просили взыскать 200 тыс. руб. Магазин с московской окраины обязан выплатить компенсацию, правда, суд урезал сумму до 20 тыс. В подобной ситуации может оказаться любой бизнесмен, торгующий брендовыми вещами. В таких случаях в России действует презумпция виновности — продавец должен сам позаботиться о юридической чистоте каждой вещи на вешалке, подчеркнул управляющий партнер агентства IQ Technology Александр Логунов:

«Если эта площадка собирает подержанные вещи, то должны быть какие-то документы, что это привезено от частных лиц. Дальше при перепродаже этого товара, конечно, должны быть также оформлены надлежащие документы. Однако, как можно судить по текущей практике, никто не усложняет себе жизнь таким способом.

Обычно это все приобретается на развес, часто даже за наличный расчет или через онлайн-переводы между физическими лицами, и никаких документов нет.

То есть у предпринимателей, которые будет реализовывать это в розницу или онлайн, есть задача защитить себя. Доказать виновность третьего лица или поставщика, который ему продал тот или иной товар, будет невозможно».

Игроки ресейл-сегмента говорят, что избежать судебного процесса с иностранными брендами можно довольно легко. Достаточно сначала прогнать все свои товары через аутентификатор, а уже потом выставлять их на витрину, пояснила создательница ресейл-платформы Vshkafu.shop Анна Бахирева: «Магазин, прежде чем установить цену, определить состояние, модель выпуска, год выпуска, все равно проверяет каждую позицию. На сегодня достаточно легко проверить, оригинальный товар был ли приобретен.

В России достаточно большое количество уже профессиональных аутентификаторов. Они проверяют и масс-маркет, и сегмент middle, и позиции люксового сегмента. И это все делается на основе существующих баз, в которых содержатся все оригинальные позиции».

К слову, магазин «Супер Хенд» уже не в первый раз попадает в подобную ситуацию. В декабре Арбитражный суд Москвы полностью удовлетворил два других иска к ритейлеру, взыскав по 200 тыс. руб. в пользу немецкой Puma SE и американской Under Armour.

Основательница ресейл-платформы Second Friend Store Анна Любан советует коллегам сменить формат бизнеса: «В нашей бизнес-модели вещи принадлежат физическим лицам. Мы не используем их товарный знак при продаже.

У нас до суда дело не дошло, потому что мы через официальный ответ доказали компании, которая владеет брендом, что мы ресейл, это вторичный рынок, и мы реализовываем вещи, принадлежащие частным лицам.

Также мы на своем сайте не используем логотип компании, а своим шрифтом просто пишем названия, что не запрещено. И этот ответ бренд удовлетворил».

Сложнее избежать рисков на интернет-площадках — там в интересах различных брендов нарушения выискивают боты. При малейшем подозрении аккаунты продавцов блокируются. Как правило, владельцу даже не объясняют с каким именно товаром из ассортимента возникла проблема и не дают возможности доказать невиновность.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента