Центризбирком пересчитал полмиллиарда
Опубликован первый отчет о доходах и расходах участников президентской кампании
Центризбирком начал публиковать данные о поступлении и расходовании средств с избирательных счетов кандидатов в президенты. Полностью выбрать лимит фонда пока удалось только Владимиру Путину, а некоторые претенденты ведут свою кампанию практически без денег. Так, на счетах у самовыдвиженцев Рады Русских и Анатолия Баташева всего по 20 тыс. руб. Впрочем, отсутствие средств в начале кампании еще мало что говорит о кандидатах, предупреждает эксперт.
Согласно первой сводке (данные по состоянию на 8 января), объем средств, вложенных к этому моменту в избирательную кампанию ее участниками, уже превысил полмиллиарда рублей. Безусловным лидером по размерам избирательного фонда стал действующий президент Владимир Путин, еще не имеющий статуса зарегистрированного кандидата: его фонд достиг предельного размера, который составляет 400 млн руб., и даже превысил его (72,2 млн были возвращены жертвователям). Основными спонсорами кампании господина Путина стали региональные фонды поддержки и развития — это структуры, которые обычно жертвуют деньги «Единой России» и ее кандидатам. Как следует из обнародованных данных, около 30 фондов внесли в избирательный фонд президента от 5 млн до 28 млн руб. Частный жертвователь указан только один, он внес 200 тыс. руб. (при этом сделан один возврат физлицу, и тоже на сумму, чуть превышающую 200 тыс. руб.).
И потратил Владимир Путин тоже больше всех — 33,5 млн руб., из которых чуть более 11 млн ушло на изготовление и распространение агитматериалов и 8 млн — на обеспечение сбора подписей.
На втором месте лидер ЛДПР Леонид Слуцкий (на его счету 30 млн руб.). 10 млн и третье место — у вице-спикера Госдумы от «Новых людей» Владислава Даванкова. У последнего никаких расходов в справке не значится, но в пресс-службе партии “Ъ” пояснили, что первые траты просто не успели попасть в этот отчет: «Расходы уже были — в основном это связано с изготовлением мерча и агитационных материалов, которые мы используем на мероприятиях, а также небольшие организационные расходы».
Выдвиженец от партии «Гражданская инициатива» Борис Надеждин собрал 3,4 млн руб. Источник поступления средств в справке не уточняется, но указано, что 12 физлиц внесли в фонд кандидата в общей сложности 684 тыс. руб. Как объяснили “Ъ” в штабе господина Надеждина, сбор средств на кампанию идет при помощи краудфандинга: люди жертвуют небольшие суммы в районе 500–1000 руб., а они в отчетности не отражаются. В целом, по данным штаба, за время кампании пожертвования сделали уже около 7 тыс. человек, некоторые даже не один раз.
У остальных кандидатов денег еще меньше: лидер «Коммунистов России» Сергей Малинкович собрал 330 тыс. руб., Сергей Бабурин (Российский общенародный союз) — 201 тыс. руб., а в фонде Андрея Богданова (Российская партия свободы и справедливости) — всего 70 тыс. руб. Самовыдвиженцы Рада Русских и Анатолий Баташев и вовсе ведут кампанию с избирательным фондом в 20 тыс. руб. В штабе госпожи Русских “Ъ” объяснили, что пока справляются в основном силами волонтеров и даже сбор подписей ведется добровольцами без стационарных точек — фактически деньги до сих пор тратились только на печать подписных листов.
А вот депутат Госдумы от КПРФ Николай Харитонов даже не попал в ведомость (сданный им первый финансовый отчет тоже был «нулевым»).
«Это чисто технический момент,— объяснил “Ъ” руководитель пресс-службы КПРФ Александр Ющенко.— Понятно, что кампания подразумевает траты, расходы, понятно, несопоставимые с партией власти, но тем не менее мы аккумулировали определенные возможности и будем их реализовывать». Активная фаза кампании коммуниста, по словам господина Ющенко, уже стартовала: в ближайшее время кандидат планирует выезд на Дальний Восток.
Электоральный юрист Роман Смирнов говорит, что на начальном этапе наполнение фондов кандидатов еще мало о чем говорит: сбор средств — дело не быстрое и часто зависит от финансовой стратегии самого кандидата. Крупные партии предпочитают заводить на счет сразу все деньги, но многие занимаются этим в течение всей кампании. Впрочем, некоторым кандидатам деньги изначально нужны только на первые недели, оговаривается господин Смирнов: нередки случаи, когда люди за счет политики пытаются продвинуть свой бизнес. Поэтому даже в разгар сбора подписей не следует рассчитывать, что все мгновенно отразится в бухгалтерии, резюмирует эксперт.