Телефонное недоразумение
Максим Буйлов о проблемах банкиров при общении по телефону с клиентами
На экономическом форуме в Давосе главный исполнительный директор по управлению активами и капиталом JP Morgan Chase Мэри Каллахан Эрдос сообщила, что на финансовую организацию ежедневно происходит около 45 млрд хакерских атак (позднее в банке уточнили, что речь идет об общем количестве обращений к системе). Она заверила, что все «атаки» в итоге оказываются неудачными, но год к году число удвоилось. По данным аналитиков, представленным на форуме, к 2025 году ущерб от хакеров для мировой экономики вырастет до $10,5 трлн.
В РФ, как известно, в последние два года хакерские атаки на финансовые учреждения не прекращаются ни на день. В ноябре 2023 года зампред Сбербанка Станислав Кузнецов говорил, что кредитная организация отбила самую мощную DDoS-атаку, в ходе которой интенсивность достигала более 1 млн запросов в секунду. Переводя это в принятую госпожой Эрдос размерность, можно сказать, что Сбербанк подвергся порядка 86 млрд атак в день, то есть почти вдвое больше, чем JP Morgan Chase.
Но если в США атаки осложняют работу кредитных организаций напрямую, то у отечественных банкиров возникли проблемы иного характера. Моя знакомая перед Новым годом столкнулась с «редким по наглости мошенничеством». Позвонили с неизвестного мобильного номера и, назвав по имени-отчеству, потребовали паспортные данные. Женщина, хорошо подкованная в правилах информбезопасности, естественно, бросила трубку.
После того как звонки повторились различными голосами, моя знакомая уже сама позвонила в банк с намерением устроить скандал из-за утечки персональных данных. Однако, как оказалось, звонили не мошенники, а реальные сотрудники банка, которым надо было сообщить клиенту о задолженности и необходимости погашения ее до Нового года. Их настойчивость, скорее всего, объяснялась необходимостью достичь определенного уровня снижения долгов клиентов для получения новогодней премии.
Таким образом, получается, что сами же банки многочисленными памятками по информбезопасности, рекламой о том, что из банка клиенту не звонят и не требуют раскрывать личные данные, воспитали-таки в гражданах такой уровень бдительности, который теперь мешает самим кредитным организациям общаться с клиентами по телефону.
Как же тогда объяснить, что только в третьем квартале прошлого года, как говорит ЦБ, мошенники с помощью социнженерии похитили у граждан более 1 млрд руб.? Я тут могу сослаться на характеристику славян, представленную во «Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом"»: «С одной стороны они были храбры, но с другой стороны храбры не были, вследствие чего исход битвы зависел от того, с какой стороны к ним подходил неприятель — с храброй или не с храброй».