«Сначала он привлек Театральную площадь, а затем и всю Россию»

В Москве простились с актером Юрием Соломиным

О величине человека, которого провожали в последний путь на Театральной площади в Москве, свидетельствовал хотя бы тот факт, что похоронным оркестром руководил Юрий Башмет. Соболезнования выразили главы нескольких государств, а посол Японии благодарил за работу «от лица всего японского народа». Глава СКР хвалил за то, что «играл роли правоохранителей, будто сам долгие годы работал в советской милиции». Актер и ученик называл «великим, но простым и нежным человеком», в которого «были влюблены все девчонки на курсе». А зрители не жалели, что отстояли ради артиста в длинной очереди: «Такого по телевизору не посмотришь». Так в понедельник простились с худруком Малого театра Юрием Соломиным.

Юрий Соломин, говорили пришедшие проститься с ним, хранил традиции русского искусства и театра, но все его работы были отражением настоящего времени

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Юрий Соломин умер 11 января в возрасте 88 лет. Накануне он вернулся домой из больницы, где проходил курс лечения после инсульта. Прощание с актером состоялось в понедельник в Малом театре, с которым он был связан на протяжении 70 лет — еще со времен учебы в Щепкинском училище.

Юрий Соломин — советский и российский актер театра и кино, режиссер, театральный педагог и государственный деятель. В 1957 году был принят в труппу Малого театра, с 1988 года являлся его художественным руководителем. С 27 лет преподавал актерское мастерство в ВТУ им. Щепкина. В 1990–1991 годах — министр культуры РСФСР.

С самого утра выезд с Петровки был заполнен автомобилями ритуальных услуг, заборами, ОМОНом, операторами со штативами. Зрители по советской привычке быстро организовались в стройную очередь на вход в театр. Пришедшие сжимали в руках букеты, с каждой минутой покрывавшиеся все больше снежной шапкой. Хвост тянулся мимо стен ЦУМа до Большого, но люди все приходили. Журналистов пускали через служебный вход, строго сверяя аккредитацию по спискам. Людей с разнообразной аппаратурой было едва ли не больше остальных: для них театр действительно оказался Малым.

Гроб с телом актера возвышался на сцене среди венков. С Юрием Соломиным, полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», прощались с особыми почестями: солдаты Президентского полка, звеня оружием, несколько раз сменяли друг друга на часах у гроба за время церемонии.

Ведущий церемонию режиссер Владимир Бейлис объявил старт панихиды и представил первого выступающего — главу СКР Александра Бастрыкина. Тот уверенно заявил, что «вся Россия скорбит, провожая актера в последний путь», и напомнил: господин Соломин был не просто актером, но и гражданином, а также большим другом Следственного комитета (актер был членом общественного совета при ведомстве). «Наше сотрудничество, скрепленное формальным договором, было вовсе не формальным,— отметил глава СКР.— Он всегда с радостью присутствовал на присяге наших кадетов и студентов». Упомянутые кадеты в парадной форме жались слева от сцены, дожидаясь окончания речи господина Бастрыкина, чтобы тоже возложить цветы к гробу актера. «Юрий Мефодьевич прекрасно играл роли правоохранителей в кино,— продолжал глава СКР,— как будто бы он долгие годы работал в советской милиции».

Завершая речь, господин Бастрыкин обратился к молодому поколению актеров с призывом беречь традиции театра: «С вами весь Следственный комитет».

Владимир Бейлис зачитал телеграммы от Владимира Путина и Александра Лукашенко, пока гости, решившие не брать слово, возлагали букеты на сцене. Среди них были министр культуры Ольга Любимова, актеры Дмитрий Певцов, Александр Олешко, Станислав Любшин, поэт Михаил Ножкин.

Ректор Щепкинского училища Борис Любимов заметил, что господина Соломина запомнят «веселым, остроумным и доброжелательным», и добавил, что «Юрию Мефодьевичу сопутствовало счастье во всех сферах жизни»: «Для актера важно привлечь к себе любовь пространства. Вот так он привлек к себе сначала Театральную площадь, а затем и всю Россию». Заместитель худрука Малого Алексей Дубровский добавил, что «добрая половина труппы театра выращена» господином Соломиным, который всегда старался создать из театра дом и семью. «Наша большая семья Малого театра осиротела»,— резюмировал господин Дубровский. Актер и ученик господина Соломина Василий Бочкарев называл педагога «великим, но простым и нежным человеком», в которого «были влюблены все девчонки на курсе».

С портрета, установленного у левого края сцены, Юрий Соломин (в профиль) задумчиво смотрел на поток поклонников, пришедших возложить на сцену букеты. С этой стороны заходили обычные люди — те, кто терпеливо стоял в длинной очереди с припорошенными снегом цветами.

Справа — через спецвход — появлялись медийные личности и журналисты. Но на них Юрий Соломин не смотрел. И даже как бы отвернулся.

Собравшиеся постоянно упоминали, что Юрий Соломин хранил традиции русского искусства и русского театра. Экс-министр культуры, помощник президента РФ Владимир Мединский назвал артиста «скалой, о которую разбивались все новомодные театральные течения». «Эти течения никто не вспомнит, а Юрия Мефодьевича будут помнить всегда. Фантастические знания интеллигентность, благородство, невероятное обаяние»,— описал чиновник.

Ведущий церемонии напомнил собравшимся, что Юрий Соломин и сам был главой Минкульта: в1990–1991 годах он возглавлял ведомство, совмещая с руководством Малым.

Заместитель руководителя аппарата правительства РФ Леонид Левин также рассуждал о том, что господин Соломин был «приверженцем классики», а еще — что «играл без штампов любые роли, потому что делал это сердцем и душой».

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов напомнил, что актер родом из Читы: «Суровый климат Дальнего Востока воспитывает честных людей, туда не проникли либеральные идеи, сохранилась русская культура и речь в чистом виде».

Посол Японии в России Акира Муто благодарил «от всего японского народа» актера за гастроли Малого по Японии и сотрудничество с режиссером Акирой Куросавой. Совместный советско-японский фильм «Дерсу Узала», где Юрий Соломин сыграл одну из главных ролей, удостоился «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке в 1975 году.

После речей именитых гостей на сцене заиграл оркестр во главе с дирижером Юрием Башметом. Под эту музыку спустя полтора часа с начала панихиды толпа пришедших с цветами начала иссякать, и ведущий объявил конец церемонии. Охрана начала выпроваживать зрителей, а ученики, близкие и труппа Малого долго прощались с Юрием Соломиным на сцене.

Фотогалерея

Прощание с Юрием Соломиным

Смотреть

В предбаннике снова толпились люди. Пожилые дамы на лавочке бурно обсуждали старые театральные сплетни, связанные с именем актера, признавая, однако, что их вспомнилось не так уж много. «Заслуженное прощание, красивое,— восхищалась одна из женщин, натягивая шапку.— У него, конечно, свои тараканы в голове были, но все они старались ради театра». Ее собеседница активно кивала, добавляя: «Хорошо, что пришла, по телевизору такое не посмотришь».

Пришедшие, на этот раз уже толпой, а не стройной очередью, собрались у выхода. Они забирались на лавочки и новогодние арки, пытаясь рассмотреть происходящее, недавний снег хлюпал под ногами, люди выходили на проезжую часть. Аплодисменты перекрывали разговоры и шум машин. Гроб торжественно пронесли к катафалку, но за ним еще долго выходили сотрудники театра с букетами. Постепенно все начали расходиться, а цветы все выносили и выносили.

«Хороший дядька был, мы его часто сопровождали, живым еще,— заметил один из театральных охранников.— Он с нами всегда фотографировался, автографы женам без проблем давал.

Я, если бы сегодня не в смене был, все равно бы пришел. К нему не стыдно».

После отпевания в храме Христа Спасителя Юрия Соломина похоронили на Троекуровском кладбище рядом с женой, как и хотел сам артист.

Полина Ячменникова

Фотогалерея

Адъютант театра и кино

Смотреть

Вся лента