Китайцы дышат на Lada

Автомобильные бренды из КНР заняли шесть позиций, следующих за лидирующим АвтоВАЗом на рынке СФО

Продажи новых автомобилей в регионах Сибирского федерального округа по итогам 2023 года выросли почти на 50% — до 64,6 тыс. единиц, из которых наибольший объем пришелся на два региона — Кемеровскую и Новосибирскую области. Лидерами по числу реализованных машин стали автоконцерны Lada с 15,7 тыс. и Chery с 7,6 тыс. единиц. Автомобилей с пробегом продано в прошлом году в округе на 19% больше — всего 907,7 тыс. единиц. Эксперты считают, что продажи выросли на фоне низкой базы предыдущего 2022 года. Впрочем, досанкционных значений рынку достичь не удалось.

Продажи новых автомобилей в регионах Сибири в 2023 году выросли почти на 50%

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Автомобильный рынок Сибири демонстрирует период бурного роста. Продажи новых автомобилей по итогам 2023 года выросли почти на 50% — до 64,9 тыс. единиц, подсчитали для „Ъ-Сибирь“ аналитики «Автостата». Продажи иномарок выросли на 38,5% (до 39,4 тыс.), а российских марок — на 42,2% (до 16,4 тыс.), уточнили в «Автостат инфо». В 2022 году в Сибири было зарегистрировано почти 40 тыс. новых автомобилей, что на 60% меньше, чем годом ранее. «Рост продаж автомобилей обусловлен появлением на рынке новых китайских брендов и реализацией отложенного спроса. Позитивную роль в сегменте отечественных автомобилей сыграла программа льготного кредитования, которая была настолько популярна, что банки израсходовали лимит, выделенный в рамках госпрограммы, уже в ноябре 2023 года»,— рассказала директор по коммуникациям ГК «Автодом» Анна Уткина.

По данным «Автостат-инфо», доля Сибирского федерального округа по итогам 2023 года в общероссийских продажах достигла 5,3%. Больше всего новых машин продано в Кемеровской области — почти 11 тыс. штук (доля на рынке Сибири — 18,7%), далее идет Новосибирская область — 10,1 тыс. (18%), на третьем месте Красноярский край с 8,5 тыс. (13,1%), затем идут Омская область — 6,8 тыс. (13%) и Алтайский край — 5,7 тыс. (11,4%).

Традиционно по продажам на первичном рынке лидерами в округе стали автомобили бренда Lada — в прошлом году их было продано 15,7 тыс. штук, что на 47,7% больше, чем годом ранее. На втором месте оказался китайский автоконцерн Chery с общим объемом продаж 7,6 тыс. единиц, что в 1,5 раза больше, чем в 2022 году. На третьей строчке расположился еще один китайский производитель — Haval с 6,7 тыс. штук (рост в три раза). Примечательно, что китайские бренды заняли все шесть следующих за Lada позиций, в том числе Geely (5,1 тыс. штук, рост более чем в два раза), Changan (3,8 тыс. штук, рост в 11 раз), Exeed (3 тыс. штук, рост в 2,5 раза) и Omoda (2,9 тыс. штук, рост в 36 раз).

Бестселлерами сибирского рынка в 2023 году стали модели Lada Granta (7,9 тыс., +71%), Lada Niva Legend (3 тыс., +93%), Chery Tiggo 7 PRO (2,9 тыс., +90%) и Haval Jolion (2,67 тыс., рост в 3,5 раза), отметил генеральный директор «Автостат инфо» Олег Юдаков.

При этом продажи популярных ранее в этом сегменте японских иномарок Toyota, Hyundai и Kia снизились. Всего в прошлом году автомобилей бренда Toyota было продано в количестве 2 тыс. единиц, что на 35% меньше, чем годом ранее, Hyundai продано меньше на 60% — 2 тыс. единиц, продажи Kia сократились также на 60% — до 1,6 тыс. единиц.

Средневзвешенная цена на новые автомобили в прошлом году в Сибири выросла на 23% (до 3 млн руб.) против роста в 2022-м на 20%. Легковушки с пробегом подорожали на 16% (до 1,1 млн руб.).

Автомобилей с пробегом в 2023 году в Сибири продано на 18,7% больше, чем год назад, — всего 907,7 тыс. штук. Перепродажи иномарок выросли на 21,7% (до 755,5 тыс.), а легковушек отечественных марок — на 5,6% (до 152,2 тыс.).

Наиболее популярной маркой на вторичном рынке неизменно остается Toyota с 253,6 тыс. (+23,9%), далее идут Lada (ВАЗ) с 129,4 тыс. (+6,5%), Honda с 88,6 тыс. (+32,3%), Nissan с 82,4 тыс. (+19,2%) и Mazda с 34,5 тыс. (+24,4%). Бестселлерами «вторички» стали модели Toyota Corolla с 48,4 тыс. (+22%), Toyota Camry с 20,9 тыс. (+10%), Honda Fit с 18,3 тыс. (+30%), Lada 2107 с 17,3 тыс. (+11) и ВАЗ-2121 с 13,4 тыс. (+8%).

Рост объема продаж может продолжиться и в 2024 году, считает Олег Юдаков. Динамика будет зависеть от решений Центробанка. «Рынок может достичь лучшего результата в случае, если ключевая ставка будет снижена весной. Однако положительный эффект от снижения ставки начинает работать не сразу. При ее снижении в июле повышение спроса станет заметно лишь осенью. В этом случае результаты продаж 2024 года будут достаточно скромными во всех сегментах автобизнеса»,— полагает господин Юдаков.

Прогнозы аналитиков, в том числе экспертов «Автостата», также предполагают сохранение динамики роста продаж автомобилей и в наступившем 2024 году. В Ассоциации европейского бизнеса ожидают, что продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей могут вырасти в 2024 году на 15%.

Лолита Белова

Вся лента