Китайцы дышат на Lada
Автомобильные бренды из КНР заняли шесть позиций, следующих за лидирующим АвтоВАЗом на рынке СФО
Продажи новых автомобилей в регионах Сибирского федерального округа по итогам 2023 года выросли почти на 50% — до 64,6 тыс. единиц, из которых наибольший объем пришелся на два региона — Кемеровскую и Новосибирскую области. Лидерами по числу реализованных машин стали автоконцерны Lada с 15,7 тыс. и Chery с 7,6 тыс. единиц. Автомобилей с пробегом продано в прошлом году в округе на 19% больше — всего 907,7 тыс. единиц. Эксперты считают, что продажи выросли на фоне низкой базы предыдущего 2022 года. Впрочем, досанкционных значений рынку достичь не удалось.
Автомобильный рынок Сибири демонстрирует период бурного роста. Продажи новых автомобилей по итогам 2023 года выросли почти на 50% — до 64,9 тыс. единиц, подсчитали для „Ъ-Сибирь“ аналитики «Автостата». Продажи иномарок выросли на 38,5% (до 39,4 тыс.), а российских марок — на 42,2% (до 16,4 тыс.), уточнили в «Автостат инфо». В 2022 году в Сибири было зарегистрировано почти 40 тыс. новых автомобилей, что на 60% меньше, чем годом ранее. «Рост продаж автомобилей обусловлен появлением на рынке новых китайских брендов и реализацией отложенного спроса. Позитивную роль в сегменте отечественных автомобилей сыграла программа льготного кредитования, которая была настолько популярна, что банки израсходовали лимит, выделенный в рамках госпрограммы, уже в ноябре 2023 года»,— рассказала директор по коммуникациям ГК «Автодом» Анна Уткина.
По данным «Автостат-инфо», доля Сибирского федерального округа по итогам 2023 года в общероссийских продажах достигла 5,3%. Больше всего новых машин продано в Кемеровской области — почти 11 тыс. штук (доля на рынке Сибири — 18,7%), далее идет Новосибирская область — 10,1 тыс. (18%), на третьем месте Красноярский край с 8,5 тыс. (13,1%), затем идут Омская область — 6,8 тыс. (13%) и Алтайский край — 5,7 тыс. (11,4%).
Традиционно по продажам на первичном рынке лидерами в округе стали автомобили бренда Lada — в прошлом году их было продано 15,7 тыс. штук, что на 47,7% больше, чем годом ранее. На втором месте оказался китайский автоконцерн Chery с общим объемом продаж 7,6 тыс. единиц, что в 1,5 раза больше, чем в 2022 году. На третьей строчке расположился еще один китайский производитель — Haval с 6,7 тыс. штук (рост в три раза). Примечательно, что китайские бренды заняли все шесть следующих за Lada позиций, в том числе Geely (5,1 тыс. штук, рост более чем в два раза), Changan (3,8 тыс. штук, рост в 11 раз), Exeed (3 тыс. штук, рост в 2,5 раза) и Omoda (2,9 тыс. штук, рост в 36 раз).
Бестселлерами сибирского рынка в 2023 году стали модели Lada Granta (7,9 тыс., +71%), Lada Niva Legend (3 тыс., +93%), Chery Tiggo 7 PRO (2,9 тыс., +90%) и Haval Jolion (2,67 тыс., рост в 3,5 раза), отметил генеральный директор «Автостат инфо» Олег Юдаков.
При этом продажи популярных ранее в этом сегменте японских иномарок Toyota, Hyundai и Kia снизились. Всего в прошлом году автомобилей бренда Toyota было продано в количестве 2 тыс. единиц, что на 35% меньше, чем годом ранее, Hyundai продано меньше на 60% — 2 тыс. единиц, продажи Kia сократились также на 60% — до 1,6 тыс. единиц.
Средневзвешенная цена на новые автомобили в прошлом году в Сибири выросла на 23% (до 3 млн руб.) против роста в 2022-м на 20%. Легковушки с пробегом подорожали на 16% (до 1,1 млн руб.).
Автомобилей с пробегом в 2023 году в Сибири продано на 18,7% больше, чем год назад, — всего 907,7 тыс. штук. Перепродажи иномарок выросли на 21,7% (до 755,5 тыс.), а легковушек отечественных марок — на 5,6% (до 152,2 тыс.).
Наиболее популярной маркой на вторичном рынке неизменно остается Toyota с 253,6 тыс. (+23,9%), далее идут Lada (ВАЗ) с 129,4 тыс. (+6,5%), Honda с 88,6 тыс. (+32,3%), Nissan с 82,4 тыс. (+19,2%) и Mazda с 34,5 тыс. (+24,4%). Бестселлерами «вторички» стали модели Toyota Corolla с 48,4 тыс. (+22%), Toyota Camry с 20,9 тыс. (+10%), Honda Fit с 18,3 тыс. (+30%), Lada 2107 с 17,3 тыс. (+11) и ВАЗ-2121 с 13,4 тыс. (+8%).
Рост объема продаж может продолжиться и в 2024 году, считает Олег Юдаков. Динамика будет зависеть от решений Центробанка. «Рынок может достичь лучшего результата в случае, если ключевая ставка будет снижена весной. Однако положительный эффект от снижения ставки начинает работать не сразу. При ее снижении в июле повышение спроса станет заметно лишь осенью. В этом случае результаты продаж 2024 года будут достаточно скромными во всех сегментах автобизнеса»,— полагает господин Юдаков.
Прогнозы аналитиков, в том числе экспертов «Автостата», также предполагают сохранение динамики роста продаж автомобилей и в наступившем 2024 году. В Ассоциации европейского бизнеса ожидают, что продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей могут вырасти в 2024 году на 15%.