ЛУКОЙЛ работает вполсилы
В России сократился объем производства топлива из-за аварии на нижегородском НПЗ
Российским нефтяным компаниям придется сократить объемы экспорта бензина из-за поломки установки каталитического крекинга вакуумного газойля на нижегородском нефтеперерабатывающем заводе ЛУКОЙЛа. Таким образом Министерство энергетики РФ планирует обеспечить бесперебойные поставки топлива на российский рынок. Сколько времени уйдет на ремонт установки, ЛУКОЙЛ сообщить не может — поставки комплектующих невозможны из-за санкций. Эксперты предполагают, что предприятие будет стремиться отремонтировать оборудование к весне.
В понедельник Министерство энергетики РФ сообщило, что в России снизилось производство автомобильных бензинов из-за внепланового ремонта одной из установок каталитического крекинга на «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» в Кстове Нижегородской области.
В минувшую пятницу компания официально сообщила, что временно остановила одну из установок «в связи с инцидентом». На Кстовском НПЗ не стали сообщать о причинах и подробностях происшествия, отметив, что возгорания и пожара не было, а сотрудники работают над устранением проблемы. Как выяснил «Ъ-Приволжье», из строя вышло иностранное компрессорное оборудование, поставки комплектующих к которому сейчас невозможны из-за санкций.
Минэнерго заявляет, что компания разработала план устранения неполадок в минимально возможный срок. Собеседники «Ъ-Приволжье» полагают, что ЛУКОЙЛ будет стремиться завершить ремонт установки до весны.
Пока ЛУКОЙЛ ремонтирует установку каткрекинга, Министерство энергетики РФ и нефтяные компании решили снизить объемы экспорта бензина, чтобы обеспечить топливом российский рынок. «Производство автомобильного бензина на российских предприятиях полностью обеспечивает все потребности внутреннего рынка, товарные запасы составляют почти 2 млн тонн, этого более чем достаточно для удовлетворения спроса», — заявили в Минэнерго РФ.
На нижегородском НПЗ две установки каталитического крекинга. Сейчас остановлена первая, которую ввели в эксплуатацию в 2010 году. Ее запуск позволил нижегородскому НПЗ дополнительно выпускать 1,4 млн т бензина класса ЕВРО-4 и ЕВРО-5, свыше 400 тыс. т дизельного топлива и 150 тыс. тонн пропилена в год. Объем инвестиций в проект превысил 30 млрд руб.
Вторая установка каткрекинга была запущена в эксплуатацию на нижегородском НПЗ в 2015 году. Благодаря ей на 1,1 млн т в год увеличился выпуск бензина класса ЕВРО-5 и в два раза, до 300 тыс. т, производство пропилена. Инвестиции в проект в 2015 году оценивали в $1 млрд. Эта установка вышла из строя 26 декабря 2023 года, рассказали собеседники «Ъ». Ее запустили на меньшей мощности.
По данным «Петромаркета», «Нижегороднефтеоргсинтез» — один из крупнейших производителей бензина в России. В 2023 году завод в среднем производил 410 тыс. т бензина в месяц. Объем выпуска за 11 месяцев составил 4,6 млн т.
Авария на Нижегородском НПЗ стала первым публичным случаем, когда нехватка оборудования из-за санкций может привести к сокращению производства большого объема бензина, основным потребителем которого является Москва.
На долю столицы приходится 30% потребления топлива, произведенного в России. Ближайший к Москве — кстовский НПЗ ЛУКОЙЛа, с которого бензин поставляется по трубопроводу. Доставлять топливо в столицу с других заводов удастся только железнодорожным транспортом, что приведет к росту стоимости доставки и увеличению сроков, прогнозируют собеседники «Ъ-Приволжье».