Работают по-крупному

Минтранс Ульяновской области отменил конкурсы на ремонт автодорог

Департамент автодорог Ульяновской области отменил ранее объявленные семь конкурсов на строительство и ремонт дорог в регионе. В региональном минтрансе отмену конкурсов объясняют допущенными ошибками в документации. Между тем за два дня до этого эти же конкурсы были подвергнуты критике авторами одного из Телеграм-каналов, отмечающих, что условия конкурсов ведут к ограничению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к участию в торгах и заведомой победе в них крупных компаний. В надзорных органах нарушений в конкурсной документации не обнаруживают. Эксперты считают, что при внешней видимости законности условий конкурсов нарушаются основополагающие требования по защите ­конкуренции.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

В минувшую пятницу, 12 января, были отменены объявленные ранее семь открытых конкурсов на заключение контрактов по ремонту автодорог в Ульяновской области в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Заказчиком по этим конкурсам являлся департамент автомобильных дорог Ульяновской области (ОГКУ). Общая сумма предлагаемых контрактов составляла 595,4 млн руб.

Во всех конкурсах были объявлены типовые условия для участников. Критериями оценки заявок участников конкурса являлись цена контракта (значимость критерия — 60%) и квалификация участников закупки (значимость критерия — 40%). Критерий квалификации, согласно конкурсной документации, определялся как общая цена ранее исполненных участником закупки договоров по этому направлению без какого-либо ограничения.

В среду минувшей недели Telegram-канал «ВЧК-ОГПУ», сообщающий о значимых событиях федерального масштаба, раскритиковал подобную систему оценки и назвал ее «коррупционной», отмечая, что она подготовлена «под единого крупного игрока, так как ее условия исключают участие малого и среднего бизнеса». По мнению авторов поста, к этому ведет исключение из условий конкурсной документации пороговых значений по допуску организаций, имеющих опыт в сфере дорожного строительства, и «теперь крупным компаниям для победы в конкурсе просто незачем давать ценовое предложение ниже максимальной цены контракта», поскольку они всегда будут в выигрыше в сравнении с субъектами малого и среднего предпринимательства, которые фактически отстраняются от участия в таких конкурсах, поскольку не смогут для победы обеспечить адекватное «квалификации» снижение цены.

Вскоре, через день, департамент автомобильных дорог отменил объявленные конкурсы. Стало это реакцией на публикацию Telegram-канала или конкурсы отменены по иным причинам, неизвестно. На направленный в понедельник запрос „Ъ“ региональный минтранс не ответил. Министр транспорта Сергей Воронцов пояснил „Ъ“, что «были допущены ошибки в конкурсной документации, и сейчас вносятся изменения», однако на вопрос, будут ли введены пороговые значения, отвечать не стал, так же как и не стал пояснять, с чем были связаны ­ошибки.

В региональном управлении ФАС «Ъ» сказали, что их ведомство претензий по этим конкурсам не выставляло, жалобы от потенциальных участников этих конкурсов к ним не поступали.

Между тем наблюдатели отмечают, что в регионе это уже становится тенденцией, когда условия конкурсов на муниципальные и государственные контракты устанавливаются таким образом, что предприятия МСП остаются в заведомом проигрыше или вообще отказываются от участия в таких конкурсах, будучи уверенными, что шансов на выигрыш нет. Как ранее сообщал «Ъ», аналогичная ситуация с критериями наблюдается в конкурсах на заключение контрактов в сфере соцпитания (питание по государственным и муниципальным контрактам в больницах, детсадах, учебных заведениях). Так, в ноябре прошлого года ульяновская компания «Галеас», работающая в сфере организации питания, направила обращения Генеральному прокурору РФ Игорю Краснову, прокурору Ульяновской области Андрею Теребунову и региональному уполномоченному по защите прав предпринимателей Ульяновской области Екатерине Толчиной с просьбой разобраться в ситуации с недопуском компаний малого бизнеса на этот рынок. Как отмечала компания «Галеас», в открытых конкурсах на обеспечение питания больных, объявляемых в лечебных учреждениях региона, в качестве критериев помимо предлагаемой цены контракта используются такие условия, как общая сумма исполненных контрактов и количество сотрудников в компании, подающей заявку. При этом не указывается необходимый предел по этим критериям, соразмерный контракту (если для исполнения контракта достаточно 10 человек, то нет необходимости иметь двести человек). В итоге, отмечается в обращении, победителями конкурса всегда и без снижения цены становятся «наиболее крупные участники рынка, являющиеся монополистами», «даже если участник от МСП снижает цену на 50%».

Региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей Екатерина Толчина ответила «Ъ», что «проработала обращение на всех уровнях вплоть до прокуратуры и УФАС», «но нарушений ни одна из структур не нашла». В то же время она отметила, что в будущих конкурсах намерена оказать «Галеасу» свое юридическое сопровождение, чтобы на месте и по факту разобраться во всех особенностях конкурсной документации. Делать «скоропалительных выводов» по поводу общей тенденции отстранения МСП от госконтрактов госпожа Толчина не стала, заметив, что к ней жалобы от участников рынка дорожного строительства не поступали.

Между тем еще осенью 2022 года интернет-портал «Гражданский контроль госзакупок» размещал обзор судебной практики в этой сфере, где эксперт (юрист, главный редактор журнала «Прогосзаказ.рф» Олег Гурин) отмечал, что в условиях открытых конкурсов «целесообразно устанавливать предельное максимальное количественное значение показателя, сопоставимое с условиями проводимой закупки», поскольку игнорирование такого условия «лишает возможности участников закупки, не имеющих избыточного опыта, конкурировать по ценовым критериям». При этом он приводит в пример решение арбитражного суда Республики Карелия от 19.09.2022, где также отмечается важность установления в критериях оценки пределов, сопоставимых с условиями ­конкурса.

Такого же мнения придерживается и глава юрагентства «Кучембаев и партнеры» (Москва) Алмаз Кучембаев. «Неприменение пороговых значений заведомо ставит участников конкурса с избыточным опытом в преимущественное положение по сравнению с иными участниками конкурса, которые также имеют необходимый и достаточный опыт и способны выполнить работы надлежащим образом. Отсутствие в критериях пороговых значений нарушает закрепленный в статье 8 закона 44ФЗ принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения закона, устанавливающие запрет на ограничение доступа к участию в в закупочных процедурах»,— отметил эксперт.

Сергей Титов, Ульяновск

Вся лента