«Качество жизни демонстрирует обратный рост»
Депутат горсовета Артур Шайнуров — о бюджете Уфы на 2024 год
Доходы бюджета Уфы на 2024 год прогнозируются в размере 45,5 млрд руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы — 18,8 млрд руб. Расходы планируются на уровне доходов. Во время обсуждения проекта бюджета в горсовете Уфы руководитель фракции КПРФ Артур Шайнуров выступил с критикой документа, а его однопартийцы воздержались от голосования. Артур Шайнуров полагает, что принятый бюджет не решает актуальных задач развития Уфы, а изменение ситуации в лучшую сторону возможно только при изменении принципов бюджетного финансирования.
Городской бюджет должен концентрироваться на решении основных проблем города, а не акцентироваться на определении «является сбалансированным».
Вызывает озабоченность, что собственные доходы Уфы в 1,3 раза ниже, чем у Казани, в 1,2 раза ниже, чем у Самары. При этом расходы бюджета в расчете на одного жителя в Казани в 1,2 раза ниже, чем в Уфе, а качество городской среды и общественного транспорта выше. Только благодаря безвозмездным поступлениям из республиканской казны, которые составляют 58% от доходов Уфы, наша столица смогла сформировать бездефицитный бюджет.
Впрочем, в документе обозначены траты, в которых, на мой взгляд, нет необходимости. Так, у экспертов возникли вопросы по поводу статьи расходов на содержание «народных дружин». Жители Уфы, участвовавшие в публичном обсуждении проекта бюджета, также выразили недоумение в отношении данных трат. Большинство горожан не видели народных дружинников на улицах уже много лет. При этом на народные дружины выделяется 278 млн руб., из них на выплату персоналу — 232 млн руб.
Согласно информации, предоставленной заместителем главы администрации Уфы Рустемом Акбашевым, при участии народных дружинников было пресечено 827 административных правонарушений, что составляет менее 1%. Зато стоимость выявления одного административного правонарушения для городского бюджета составила 336 тыс. руб. При затратах, сопоставимых с содержанием аппарата полиции Уфы, эффективность деятельности народных дружин несоизмеримо низка.
На оказание услуг по перевозке пассажиров электротранспортом запланированы бюджетные ассигнования в размере 539 млн руб. Затраты бюджета на перевозку одного пассажира на трамвае — 33 руб., также пассажир платит за проезд около 30 руб. за билет. Если бы бюджет полностью оплачивал перевозку жителей по указанным маршрутам автобусным перевозчикам, то это для бюджета было дешевле.
Также непонятно, почему бюджет должен финансировать эвакуацию автомобилей и хранение их на спецстоянках в размере 51 млн руб. Данная услуга вполне окупаема и не должна затрагивать бюджет.
Бюджет предусматривает ежегодное увеличение на 8% расходов по статье «Фонд оплаты труда социальных работников, работников образования». Мы не можем не учитывать текущую статистику и инфляцию, которая происходит на рубеже последних двух лет. Предлагаемое увеличение не покрывает фактическую инфляцию. Сейчас размер оплаты труда учителя составляет 75% от уровня средней зарплаты работника в Уфе. Эта ситуация негативно отражается на качестве работы работников сферы образования и дефиците кадров.
Сегодня не хватает 10% педагогов, и это только начало. Если мы предусматриваем такую минимальную прибавку на ближайшие три года, я допускаю, что дефицит работников этой сферы достигнет 30–35%.
Мы говорим о необходимости формирования бюджета, демонстрирующего траекторию роста. Хочу отметить, что статьи, предусмотренные неналоговыми доходами, абсолютно несовместимы с задачей, которую мы перед собой ставим. Поэтому снижение на перспективу ближайших трех лет неналоговых доходов, в моем понимании, это просто признание того, что должностные лица, которые сегодня отвечают за формирование бюджета, расписались в своей неспособности.
Кроме того, бюджет не учитывает проблемы новых микрорайонов города. К примеру, в Демском и Ленинском районах образовался страшнейший дефицит дошкольных и школьных образовательных учреждений.
Можно остановиться и на отдельных программах, которые связаны с развитием отдаленных территорий города, в 2024 году у нас статьи расходов предполагают 59 млн руб., но это явно недостаточно с учетом происходящих тенденций пространственного развития Уфы.
Проект бюджета, согласно регламенту, разрабатывается загодя, по сути, с основными моментами мы познакомились еще два года назад в контексте «плановый период». Далее происходит утверждение проекта на разных этапах, это достаточно много времени, чтобы вникнуть и увидеть слабые стороны.
Наша партия немногочисленна, но у нас находится возможность привлечь к аналитической работе экономистов и социологов, изучить выступления специалистов и в конце концов находим смелость высказаться.
Я практически уверен, что мое выступление вызвало интерес у коллег, это несложно было прочувствовать по напряженной тишине в зале. Я остановился на моментах, которые близки лично мне.
Полтора года назад, когда я участвовал в выборах на пост главы администрации Уфы, наша команда рассматривала все эти проблемы, вносили предложения по изменению ситуации, но с тех пор изменений в лучшую сторону не произошло. Общественный транспорт, дороги, система здравоохранения. Все эти наши болячки как были, так и есть, только усугубились. Бюджет за это время был принят два раза. Это о чем говорит? При его составлении — наличие долгосрочных болевых точек не учитывается вовсе. А основная задача городского бюджета — решение данных проблем.