Яндекс признали такси
Оператора обвинили в обмане потребителей
Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю добилось в Арбитражном суде Москвы административного наказания для компании «Яндекс. Такси» за обман потребителей. Оператора оштрафовали в общей сумме на 700 тыс. руб. за передачу заказов через агрегатор «Яндекс Go» нелегальным предпринимателям. Юристы констатируют, что суды сегодня, опираясь на нормы вступившего летом 2023 года закона, наделяют агрегаторы статусом такси.
Арбитражный суд Москвы отказал ООО «Яндекс. Такси» и оставил в силе постановления кубанского Роспотребнадзора (РПН), который наложил на общество штрафы за обман потребителей (ст. 14.7 КоАП). Компания передавала через агрегатор «Яндекс Go» заказы такси не имевшим разрешений на работу в Краснодарском крае петербуржскому перевозчику ООО «Респект» и индивидуальному предпринимателю из Кропоткина Е. А. Еременко. Инспекторы федеральной службы, выявившие нарушения в Геленджике и Кропоткине в феврале 2022 года, оштрафовали ООО «Яндекс. Такси» в первом случае на 500 тыс. руб., во втором — на 200 тыс. руб. Компания в трех инстанциях обжаловала эти штрафы в свою пользу, однако Верховный суд РФ полностью отменил все решения нижестоящих судов и отправил дела на новое рассмотрение, сообщается в арбитражной картотеке.
Позиция кубанского РПН заключается в том, что ООО «Яндекс. Такси», предоставляющее информационные услуги по заказам легкового такси через мобильное приложение, вводило граждан в заблуждение. Ведомство указало, что при приеме заказов до потребителей не была доведена информация об отсутствии разрешительной документации на осуществление этой деятельности у перевозчиков.
Яндекс. Такси, в свою очередь, настаивал на том, что сервис «Яндекс Go» предназначен для размещения пользователем запроса на услуги перевозки, предоставляемые партнерами сервиса. По мнению оператора агрегатора, именно перевозчик указывает информацию, которая отображается в мобильном сервисе, он же и гарантирует наличие необходимых разрешений. Компания «Яндекс. Такси», в свою очередь, не оказывает пользователям приложения услуг по перевозке, не имеет автомобилей и не нанимает водителей.
Суды изначально исходили из того, что у агрегатора отсутствовала обязанность контролировать наличие у перевозчиков разрешительных документов и он не может отвечать за незаконные действия, которые те совершают. Однако Верховный суд занял позицию, в соответствии с которой потребитель является экономически слабой стороной и, заключая договор через агрегатора, предполагает, что ему будет оказана безопасная услуга. Оператор агрегатора, по мнению высшей судебной инстанции, привлекая к сотрудничеству перевозчиков без необходимых документов, вводит потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств и качества услуги.
В ходе пересмотра дел Арбитражный суд Москвы указал, что ООО «Яндекс. Такси», регистрируя в качестве партнеров сервиса лиц с отсутствием разрешения на перевозку пассажиров, допускает возможность предоставления населению услуг без соблюдения обязательных требований. Таким образом компания «участвовала в деятельности, создающей опасность для неопределенного круга лиц», говорится в одном из решений. При этом компания «активно рекламирует себя именно как такси, вызывает доверие у потребителей, контролирует рынок, устанавливает тарифы, однако следить за соблюдением их партнерами обязательных требований не считает необходимым».
Как ранее писал «Ъ-Кубань», минтранс Краснодарского края вел судебные споры с семью агрегаторами, работавшими на Кубани. Истец требовал признать их деятельность незаконной и запретить на территории региона. Летом 2023 года, после вступления в силу нового закона о такси, возложившего ответственность за передачу заказов нелегалам на агрегатора, Верховный суд пересмотрел дела двух перевозчиков в пользу министерства. После этого нижестоящие суды заняли позицию кубанского минтранса еще по четырем агрегаторам. «Яндекс. Такси» оставался единственным оператором, по которому у краевого министерства не удалось добиться успеха, так как дело было рассмотрено еще по старому закону.
Краснодарский юрист Екатерина Бурнос констатирует, что судебная практика сейчас наделяет агрегаторов более существенной значимостью, нежели просто информационная площадка. По ее словам, фактически агрегаторы являются сегодня организаторами перевозки пассажиров легковым такси, однако до сих пор пытаются переложить ответственность на партнеров и водителей.
«Международная практика (европейская практика по Uber) сейчас складывается в направлении признания агрегаторов такси перевозчиками со всеми вытекающими правовыми последствиями. Думаю, что мы движемся к формированию такого же подхода»,— резюмирует юрист.
Наши оперативные новости и самая важная информация — в Telegram