«Теперь документы в сумку надо собрать»

В Воронеже ликвидируют последствия массового удара украинских беспилотников

С раннего утра 16 января в Воронеже начали ликвидировать последствия ночной атаки украинских беспилотников по юго-западу города: аппараты были сбиты системой ПВО. На Тепличной улице перехваченный и сдетонировавший БПЛА привел к ранениям осколками стекла как минимум двух детей, повредил 90 оконных блоков в трех домах. На Острогожской из-за взорвавшегося беспилотника с поражающими элементами повреждены больше 40 окон в пяти домах и пять автомобилей. Развернутый мэрией пункт временного размещения не потребовался: власти при помощи жителей оперативно закрыли поврежденные оконные проемы пленкой. К каким последствиям привел удар и как их начали ликвидировать, наблюдал корреспондент «Ъ-Черноземье» Олег Мухин.

Вечером подрядчики завершили «закрытие теплового контура» во всех квартирах, пострадавших от атаки

Фото: Андрей Архипов, Коммерсантъ

Жители многих районов Воронежа около 02:20 16 января услышали взрывы. Спустя час губернатор Александр Гусев в своем Telegram-канале сообщил об отражении атаки беспилотников средствами ПВО. Согласно сообщению, резаные раны руки, ноги и шеи получила девочка 2013 года рождения; ей оказали медицинскую помощь на месте. Позднее жители также сообщали о громких звуках около пяти часов утра, но их власти не комментировали.

Наибольшие разрушения произошли на Тепличной улице: там неуправляемый, по словам местных жителей, беспилотник врезался в балкон восьмого этажа десятиэтажки. Тем не менее утром даже за поврежденными и выбитыми окнами в квартирах горел свет. «Сначала услышал хлопки,— рассказал «Ъ-Черноземье» очевидец.— Потом — звук мопеда. Открыл окно — а он летит мимо моего пятого этажа. Я сначала не понял, закрыл окно. И услышал взрыв».

Самый пострадавший балкон на восьмом этаже, ранее обшитый пластиковыми материалами, выгорел, но пожар удалось оперативно ликвидировать. На девятом этаже на балконе треснула бетонная плита. В квартире всюду битое стекло: на детском конструкторе, у небольшой новогодней елки, у мягких игрушек, на прикроватном столике, на кухне в вазе с конфетами. Между детским уголком, осыпанным стеклами, и окном — кровать, на которой спала хозяйка квартиры Елена Федяинова и ее шестилетний сын Дима. В паре десятков сантиметров над кроватью фрагмент летящего стекла прорвал обои. «Подоконник из комнаты пролетел мимо кровати в коридор,— рассказал супруг Елены Евгений.— Спасибо, что живые: следователи сказали, что нам очень повезло. Сына после взрыва осмотрели — было несколько ран, но иногда дети и с велосипеда падают сильнее: обработали сами».

«В 02:20 услышали глухой удар, звук мопеда и еще один удар,— объяснила Елена.— И сразу везде осколки. Сын закричал, мы его одели — и в кладовку. Но не успели толком одеться, как прибыли сотрудники МЧС и стали просить выйти из подъезда, а сами начали тушить возгорание и выносить лежачего мужчину с десятого этажа. Вышли все быстро». По словам Евгения, теперь семья временно будет жить в другом доме.

На Тепличной стекла выбило в трех стоящих рядом домах. Из некоторых проемов свисали и развевались на ветру шторы. Кое-где за пустыми проемами остались висеть на веревках сушившиеся кроссовки и белье; где-то были видны книги, по-прежнему стоящие в строгом порядке.

Хотя поквартирный обход и закрытие проемов пленкой к девяти утра уже были в разгаре, жители, не дожидаясь рабочих, самостоятельно убирали поврежденное стекло. Женщина на втором этаже, обмотав одну руку тряпкой во избежание порезов, успевала при этом, держа телефон другой, успокаивать близких: «Все нормально, жертв же нет».

Мэрия развернула в ближайшей школе пункт временного размещения, но в него никто так и не обратился. В итоге в школу планово пошли ученики. В штаб, разместившийся в отделе развития микрорайона Тенистый, потянулись жители пострадавших квартир, желающие уточнить перечень повреждений. Там же началась работа группы чиновников и силовиков (сотрудники СКР продолжали поиск фрагментов БПЛА возле дома). Водители КамАЗов-мусоровозов загружали в автомобили содержимое контейнеров, в основном битое стекло. Шедшая к остановке женщина говорила подруге: «Хоть я и живу в двух километрах отсюда, но теперь все документы в сумку надо собрать».

Второй удар пришелся на Острогожскую улицу: пострадали окна в пяти домах и были задеты хозпостройки детского дома. Здесь в деревьях около 02:20 сдетонировал беспилотник с поражающими элементами: металлические шарики диаметром 5 мм посекли стволы деревьев (войдя в них почти на сантиметр) и пять автомобилей, оставили характерные круглые пробоины в окнах, перебили провода (электроснабжение оперативно восстановили).

Впрочем, двойные стеклопакеты пробило не везде, рассказал мужчина по имени Павел, укрывавший полиэтиленом от начавшегося дождя черную Lada Priora с многочисленными дырами: «Пострадали балкон и кухня, но не навылет — жить можно». По его словам, эксперты пообещали ему провести оценку автомобилей до конца дня.

В домах работали десятки замерщиков и чиновников. Глава управы Ленинского района Сергей Ситников рассказал, что деньги на восстановление стекол и автомобилей выделит мэрия, и заверил, что замена стеклопакетов будет проведена в ближайшее время. Возле одного из балконов на высоте четвертого этажа продолжала висеть конструкция, похожая на фрагмент беспилотника. У подъезда женщина из пострадавшей квартиры успокаивала соседку: «Валерьяночки выпей — да и все». Другие женщины с опаской трогали следы от поражающих элементов на автомобилях. Парень и девушка, смеясь и стесняясь внимания неожиданно большого количества людей, выносили из пострадавшего подъезда елку. Елка не пролезала в дверь — и глава управы, входя в подъезд, помог им.

Вечером подрядчики завершили «закрытие теплового контура» во всех квартирах, пострадавших от атаки, сообщил мэр Вадим Кстенин. По его словам, изготовление оконных блоков уже началось, но поквартирные обходы продолжились.

Вся лента