Запад дал Украине два честных слова
Итоги Давоса стали для Киева умеренно ободряющими
Для Украины итоги Всемирного экономического форума (ВЭФ) в швейцарском Давосе вышли противоречивыми. С одной стороны, представители Киева, включая президента Владимира Зеленского, провели на площадке множество встреч и добились от участников форума публичных обещаний поддерживать Украину. Правительство Швейцарии даже согласилось взяться за организацию саммита по украинской «формуле мира», хотя накануне глава МИДа конфедерации Иньяцио Кассис сомневался в целесообразности мероприятия без участия России. С другой стороны, пессимистичные оценки ситуации на Украине и вокруг нее, звучащие в западных СМИ, серьезно расходились с бодрыми заявлениями политиков, казавшимися на этом фоне показными и наигранными.
Владимир Зеленский отправился в Давос в один из самых сложных для Украины моментов с февраля 2022 года. Международная поддержка, которой на словах западные союзники по-прежнему были привержены, сталкивалась с затянувшейся неопределенностью. США так и не согласовали многомиллиардную помощь Киеву, отсутствие которой уже начинает сказываться на фронте. В ЕС также не могли гарантировать Украине ничего конкретного, обещая лишь не оставить ее без поддержки.
На фоне неудавшегося летнего контрнаступления Киев связывал надежды на дипломатический прорыв со встречей по «формуле мира» на уровне советников по национальной безопасности глав более чем 80 государств. Она состоялась 14 января. Но, хотя «план Зеленского» обсуждался в таком формате уже в четвертый раз, главным достижением консультаций, как отметила газета Financial Times, стало лишь «более представительное фото, чем в прошлый раз». По мнению издания, «хорошая новость» была в том, что представителей незападных стран на встрече было больше, чем западных, а активное участие в дискуссии приняли поддерживающие с РФ тесные отношения ЮАР и Бразилия. Однако отсутствие Китая резко снижало эффективность попыток Киева и его союзников заполучить поддержку «формулы мира» среди стран Глобального Юга.
«В действительности не было никакого прогресса по мирной сделке. Кроме того, это было невозможно без России. А Россию не пригласили»,— написала Financial Times, заголовок статьи в которой гласил: «Почему мирные переговоры по Украине больше о разговорах, чем о мире».
Глава офиса президента Украины Андрей Ермак, хотя и заявил по итогам о растущем понимании позиции Киева среди незападных стран, главным достижением также вынужден был признать увеличившееся число участников дискуссии.
А сопредседатель встречи глава МИД Швейцарии Иньяцио Кассис и вовсе подчеркнул, что настоящие мирные переговоры без России невозможны и к ним ее на определенном этапе придется подключить. Господин Кассис также заверил, что «мирная конференция» без участия РФ не имеет перспектив, хотя и признал, что пока время для диалога с Москвой не пришло.
Журналисты задавали вопросы о жизнеспособности «формулы мира», поскольку она предполагает сдачу Россией всех позиций. Участие Москвы в переговорах на такой основе представить себе сложно. Однако все ответы сводились к выражению надежды на то, что в будущем ситуация изменится и то, что кажется сегодня невозможным, станет возможным. Как отмечал господин Кассис, «альтернативы нет».
Впрочем, пока западные СМИ писали о безрезультативности уже четвертой встречи по «формуле мира», в Давос приехал Владимир Зеленский. После его переговоров с президентом Швейцарии Виолой Амхерд стало известно, что правительство конфедерации согласилось «провести у себя саммит по формуле мира». «Сейчас прорабатываются дальнейшие детали»,— указывалось в сообщении швейцарского правительства.
Другими словами, то, в чем в нынешней ситуации Иньяцио Кассис не видел большого смысла, на следующий день публично стало запланированным событием. Правда, сроки проведения обозначены не были, а по составу участников было понятно лишь одно: Россию в их числе в Киеве не видят.
Господин Зеленский заявил, что в Киеве «хотели бы, чтобы на саммите присутствовали страны Глобального Юга» и, конечно, Китай.
«Важно показать, что весь мир против российской агрессии и весь мир за справедливый мир»,— пояснил цель мероприятия президент Украины.
В Москве, правда, эффективность подобных встреч и саммитов подвергли сомнению. Как заявил президент РФ Владимир Путин, «формула мира» Зеленского - это «запретительные требования для переговоров». А по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, переговоры о «формуле мира» бесперспективны из-за отсутствия на них России. «По сути, это разговоры ради разговоров»,— сказал чиновник.
Тем временем от господина Зеленского в Давосе союзники ждали объяснений. Как ранее писали западные СМИ, партнеры Киева хотели услышать подробности стратегии на 2024 год, от которой можно было бы отталкиваться при планировании дальнейшей поддержки. Правда, судя по публикациям, как минимум в США уже знали, какой должна быть эта стратегия, и намеревались добиться от Владимира Зеленского согласия ее принять. Колумнист Bloomberg Андреас Клут написал, что Белый дом ждет от Украины перехода от наступления к обороне. Такое послание от президента Джо Байдена украинскому лидеру в Швейцарии собирался передать советник хозяина Овального кабинета по национальной безопасности Джейк Салливан. По словам господина Клута, помимо «военного тупика», при котором «не может идти и речи» о новом контрнаступлении, есть и тупик дипломатический, что продемонстрировала встреча по «формуле мира».
«Россию не пригласили, Китай не появился, так что все знают, что это тупик»,— говорится в колонке Bloomberg, где одновременно с этим подчеркивается правильность отказа господина Зеленского от прекращения огня без прочного мира.
На таком информационном фоне президенту Украины и пришлось встречаться с представителями США. Что было сказано за закрытыми дверями, пока неизвестно. Однако из публичной части переговоров с госсекретарем Энтони Блинкеном и советником по нацбезопасности Джейком Салливаном господин Зеленский, кажется, выжал максимум. Никаких обещаний президент Украины собеседникам не давал, чего нельзя было сказать о них. «Мы решительно настроены сохранить поддержку Украины и тесно работаем с Конгрессом»,— заявил господин Блинкен. Более того, госсекретарь заверил, что и среди стран ЕС наблюдается точно такой же настрой. «Я знаю, что наши европейские коллеги сделают то же самое»,— пообещал дипломат.
Не отставала от господина Блинкена и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Она заявила о недопустимости прекращения поставок оружия Украине и выразила мнение, что та «может победить в этой войне». «Украинцам необходимо предсказуемое финансирование на протяжении 2024 года и в будущем. Им нужны достаточные и устойчивые поставки оружия для защиты Украины и возвращения ее законной территории»,— подчеркнула госпожа фон дер Ляйен.
Выступая на форуме, Владимир Зеленский заявил, что именно Запад виноват в сложившемся положении дел на фронте. «Мы постоянно слышали, что не нужно допускать эскалации, и это забрало у нас много времени. И из-за этого мы потеряли много наших очень опытных бойцов, которые воевали с 2014 года»,— сказал господин Зеленский, отметив недостаточность поставок вооружений. При этом он также назвал 2024 год решающим и настаивал, что «замораживание войны не станет ее окончанием». По итогам многочисленных встреч на ВЭФ Владимир Зеленский выразил твердую надежду на то, что в течение «недель» вопрос финансовой помощи от Евросоюза будет решен, как «решится и вопрос помощи в Конгрессе».
Тем самым по итогам форума Киев может занести себе в актив обещания Запада «начать подготовку» к саммиту по «формуле мира» и выделить Украине финансовую помощь.